В вышедшем недавно фильме Андрея Кондрашова «Путин» довольно подробно рассказывается о том, как создавался Образовательный центр для одарённых детей «Сириус». Изначально предполагалось организовать базу для подготовки талантливых спортсменов. «Потом я подумал: а почему только для спортсменов? Вспомнил физико-математические, прочие специализированные школы, художественные, музыкальные училища», – сказал президент. Так сформировалась мысль привлечь в Центр ребят именно из таких школ, создав им дополнительные условия для образования и развития, а затем – и идея открыть Образовательный центр «Сириус» в Сочи, на базе олимпийской инфраструктуры. В конце 2014 года выдающиеся российские деятели науки, искусства и спорта учредили Образовательный фонд «Талант и успех». И вот уже несколько лет Центр принимает одарённых детей по нескольким направлениям: наука, спорт, литература и искусство.
ОТ БЛОК-ФЛЕЙТЫ ДО ФАГОТА
Что очень важно – Центр и задумывался, и действует как школа для действительно одарённых детей, а не для тех, у кого состоятельные родители. Кстати, эту историю подтвердила Екатерина Стриженова на своём ток-шоу, поведав, что лично знает людей, которые пытались продвинуть своих деток в «Сириус». Но без достижений в каком-либо деле это оказалось невозможно. И очень приятно было узнать о том, что ржевские ребята тоже прошли обучение в Центре. Один из них – ученик СОШ №3, воспитанник детской школы искусств №3 им. Т.И. и А.Я. Волосковых Никита Черноусов. Мы встретились с ним для того, чтобы поговорить о его пребывании в «Сириусе», но прежде чем приступить к этой теме, долго беседовали о том, как он шёл к своему успеху.
Никита, скромный молодой человек приятной наружности, явно не привык быть в центре внимания, поэтому рассказывал о себе весьма сдержанно. Ему 15 лет, он учится в «третьей школе», его педагогом по музыке является Геннадий Львович Левин. Музыкой начал заниматься с 6 лет. Поначалу, как и многие юные музыканты-духовики, играл на блок-флейте. Затем перешёл на саксофон-альт, а через три года почему-то решил прекратить занятия.
Здесь нет ничего удивительного – такое нередко случается с детьми, которые в раннем возрасте ещё не могут определить, чего же им действительно хочется. Как правило, такие поступки заканчиваются полным отлучением от ранее выбранного занятия. Но иногда бывает по-другому. Так вышло и с Никитой:после трёхлетнего перерыва он вернулся к занятиям музыкой.
Скорее всего, в этом решении чувствуется твёрдая рука отца Никиты, который хотел, чтобы ребёнок развивался гармонично, ещё не думая о том, станет ли музыка его призванием или нет. И Никита продолжил осваивать саксофон. Причём делал это настолько успешно, что через некоторое время стал побеждать на различных конкурсах. Талантливого парнишку приметили и на областном уровне: он стал губернаторским стипендиатом. Так, быть может, и продолжалось бы спокойное течение жизни – с обучением в общеобразовательной школе и освоением музыкального мастерства, если бы не прошлогодняя поездка на международный конкурс в Псков. Выступил Никита на нём очень хорошо, став лауреатом. Члены жюри, похвалив юного музыканта, сказали, что ему следует продолжить занятия музыкой, причём более интенсивно. Тогда-то и пришло понимание: его жизненный путь будет связан с музыкальной сферой. Уже в июне Никита с отцом отправились в Москву, чтобы разузнать о перспективах получения высшего музыкального образования. На поступление в училище при «Гнесинке» они опоздали, к тому же, как выяснилось, программу надо создавать и наигрывать года за два до поступления.
Тогда было принято решение направить все силы на поступление в Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории. Здесь Никите посоветовали перепрофилироваться, то есть сменить музыкальный инструмент и перейти с саксофона на классический духовой фагот. Думаю, мало, кто знает, что представляет собой фагот, поэтому сделаю краткую аннотацию по поводу этого инструмента. Фагот имеет интересную особенность. Его корпус как бы сложен вдвое. В противном случае сам инструмент был бы слишком длинным. Из-за этого он напоминает вязанку дров (в переводе с итальянского «фагот» – «вязанка»). Сам по себе очень нежный тембр фагота представляет собой красивый и легко различаемый звук. За это качество инструмент носил необычное название «дульциан» (в итальянском языке слово «dolce» означает «нежный»).
\
ЯРКАЯ ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ «СИРИУС»
Вот на этом симпатичном инструменте и предложили осваивать вершины исполнительского мастерства Никите Черноусову. Он согласился, перейдя на фагот, и с июля прошлого года начав заниматься и у Г.Л. Левина, и в Москве. Сделал новую программу, а потом на семейном совете решили – а почему бы не съездить в центр «Сириус»? Известно, что Сириус – самая яркая звезда на небе, вот и одноимённый Центр зажигает новые звёздочки.
Раз решение принято – надо действовать. Перед Новым годом сделали запись, которую отправили по адресу, обозначенному на официальном сайте образовательного учреждения. Шёл набор детей на февраль. Запись прослушали и отобрали Никиту для участия в февральской смене. Всего в группе музыкантов оказалось 40 человек. Это были ребята со всех уголков страны: из Новосибирска, Хабаровска, Тольятти, Ставрополя, Петербурга, Москвы. И ржевитянин Никита Черноусов среди них нисколько не затерялся. Но об этом – чуть позже.
Музыкантов разбили на две команды, и в каждой большинство составляли девчонки. Зато ребята могли чувствовать себя настоящими рыцарями, в руках которых вместо мечей – музыкальные инструменты. Поселили Никиту в достаточно комфортабельной комнате на четверых – вместе с парнями из Новосибирска и Екатеринбурга (оба – гобоисты) и пианистом из Москвы. Ребята, понятное дело, быстро сдружились и теперь общаются в соцсетях и по скайпу.
Каждый день у воспитанников «Сириуса» был насыщен до предела. С утра проходили занятия по специальности, после обеда – общеобразовательные предметы. Тех, кто играет на фаготе, было пять человек. С ними занимался профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, народный артист РСФСР В.С. Попов. Иногда по вечерам занятия проходили без педагога, только с концертмейстером. Композицию преподавала доцент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова С.В. Нестерова. Она же учила подростков писать музыкальные произведения. Ребята делали это с интересом, придумывали свои композиции и играли. Через некоторое время даже создали свой оркестр (5 скрипачей, 5 флейт, 5 фаготов и 5 гобоев), который исполнял музыку собственного сочинения. А ещё каждый день проходили лекции по истории музыки и даже занятия по сценическому движению.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.