Заведующая гороно О.А. Зверева оставила нам бесценный артефакт – рукопись в виде дневника-летописи, в котором она собрала не только личные воспоминания и размышления о Ржеве, но и многие факты из истории города, в том числе его военной истории. Она живо и пронзительно описывает Ржев, который увидела 12 марта 1943 года; подступы, усыпанные телами красноармейцев, сам город, лежавший в развалинах, Пушкинскую школу с разрушенной стеной, без окон и дверей, с подоконниками, обглоданными лошадьми.

И нужно отметить, что коммунисты действительно не боялись трудностей: в 1943-м, к началу учебного года, в Ржеве уже были восстановлены две школы – Пушкинская и 30-я. По почте, железной дороге и другими путями отправлялись в наш город учебники, методические издания, художественная литература, плакаты и оборудование. И опять получается, что первой восстановленной школой в городе стала Пушкинская. И 1 сентября 1943 года, в девять часов утра, в освобождённом Ржеве прозвучал первый звонок. Первые ученики жадно внимали словам первых учителей.

Одним из педагогов, вернувшихся в город сразу после освобождения, стала Варвара Васильевна Вишнякова – учитель с большой буквы, о которой с любовью и трепетом отзывались её ученики даже спустя десятилетия.

СОЗДАТЕЛИ ТРАДИЦИЙ

Валентина Ивановна Трифонова – ученица Варвары Васильевны. Чем уж она так заражала своих воспитанников, нам понять сложно, но многие из них впоследствии стали учителями первой школы. А Валентина Ивановна – так вообще человек с уникальной судьбой, которая буквально полностью соединена с историей школы №1. Валентина Трифонова родилась непосредственно в стенах школы. И всю свою жизнь посвятила воспитанию достойных поколений ржевитян. Это педагог даже не по призванию, – сама Валентина Ивановна говорит, что в иной профессии себя даже не мыслила.

В истории Пушкинской множество вот таких нюансов и мелочей, которые сейчас выглядят так, словно иначе и быть не могло. Первая школа до войны, первая – после, первая именная – это только то, что видно невооружённым взглядом, навскидку. Счастливым стечением обстоятельств стало появление в стенах школы директора Якова Гуревича, который не только хорошо играл на рояле и прививал ученикам любовь к искусству, но и был настоящим эстетом. Именно в то время в школьном дворе появился фонтан, окружённый кустами сирени, благоухание которой разносилось весной по всей округе.

Практически каждый из многочисленных директоров оставлял школе что-то нужное, важное. Яков Иосифович не только поставил оперу «Иван Сусанин» (хотя только по одному этому факту можно проследить масштаб мышления педагога). Яков Гуревич основал в стенах Пушкинской ещё одну школу – музыкальную. Ту, что теперь располагается недалеко от площади Коммуны. И всё это – и опера, и новая школа – в самые тяжёлые, послевоенные годы!

Другие директора и преподаватели старались то ли не отставать от его заслуг в некоем историческом соревновании, то ли все как на подбор были выдающимися людьми, но с именами большинства из них связаны значительные перемены в жизни школы: пристройка 1965 года, 1975-го. И в 2001 году – ещё одна, да такая, что впору в ней было отдельную школу открывать. Все эти преобразования заметно изменяли облик школы, но не изменяли её духа. И сейчас, когда в нашем образовании происходят значительные и достаточно спорные перемены, коллектив педагогов Пушкинской школы остаётся верен традициям, заложенным много десятилетий назад: школа не только учит, но и воспитывает. Воспитывает настоящих граждан нашей страны, для которых история и патриотизм – не пустой звук.

85 лет первая школа имени А.С. Пушкина готовит маленьких ржевитян к взрослой жизни и гордится своими выпускниками. С юбилеем, Пушкинская!

Вадим Афанасьев.
Фото автора и из архива СОШ №1.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.