В  2010  году  пансионат  «Верхний  Бор»  полностью  остановил  свою  деятельность. Лечебно-профилактическое учреждение, когда-то превратившееся из захудалого дома отдыха четвёртой категории в полноценный санаторий, который специализировался на лечении опорно-двигательного аппарата и верхних дыхательных путей, — перестало существовать. Сказать, что это произошло по щелчку — невозможно, ситуация развивалась продолжительное время, а вода, как известно, и камень точит. Понемногу санаторий моего детства, где мы замечательно проводили время всем классом, погиб. Он умер тихо, не приходя в сознание.


Когда корпуса бывшего дома отдыха перестали охранять, их стали разворовывать. Мы со Станиславом Виноградовым не могли пренебречь возможностью побывать в этих зданиях — чтобы запечатлеть то, что ещё осталось. И тогда, в 2014-м, казалось, что санаторий просто спит. Что люди, его сотрудники, лишь вышли на обед и вот-вот вернутся — как и отдыхающие, и всё пойдёт своим чередом: процедуры, концерты, игры на свежем воздухе…

Но они не пришли. И никто больше не приехал сюда отдыхать. На некоторое время в корпусах установилась гробовая тишина, которую нарушали только мародёры, безнаказанно выносившие бесхозное имущество. А потом послышался треск разгоравшегося пламени, и корпус, в котором располагались столовая и актовый зал, перестал существовать уже физически.

Санаторий погиб, и теперь дети из Ржева ездят, например, отдыхать в мизерный домик отдыха «Валентиновка» аж под Вышний Волочёк. Санаторий погиб, а посёлок остался. И в Верхнем Бору живут люди. Они не стали жить легче после остановки здравницы, но отдалённость от города внесла свои коррективы в их быт. Ржев — на удалении, власть тоже там — как и УК. Инфраструктура старая — посёлок по сути бесперспективный. Да ещё и эти развалины рядом. А в 2017-м в Верхнем Бору показательно замёрзла водонапорная башня — как и полагается, зимой. Вода перестала циркулировать, и её вернули в дома только после установки нового насоса и отогревания стояков и теплотрассы.

Проблемы с водой на этом не закончились: жидкость, поступавшая в краны жителей по старой (скорее, старинной) системе через башню по древним трубам, могла именоваться так только на бумаге и в счетах за водоснабжение. Замеры показали, что в жидкости из-под крана столько железа, что пить её без вреда для здоровья мог только Терминатор.

А новая вода — как слеза младенца. Я налил её в гранёный стакан, который предусмотрительно захватил в качестве реквизита. Вода напоминает по вкусу… Вообще ничего не напоминает. Если она и имеет какой-то вкус, то настолько отдалённый, что мне его не удалось ощутить. Похожа на очищенную воду из супермаркета: просто чистая жидкость, которая соответствует современным нормативам, не озонированная, не минеральная. Просто вода. И это дорогого стоит.

— Установка — самая современная из всех, что вообще есть на рынке, — рассказывает Алексей Родионов, директор МУП «ДЕЗ». — Специально предназначенная для очистки воды от железа и кальцификатов: скважина — почти 200 метров, вода набирает по дороге на поверхность столько минералов, что питьевой её назвать сложно. Два фильтра очищают воду до современных требований, затем она поступает в накопительный бак ёмкостью в 10 тонн. Насосы компьютеризированы, работают только тогда, когда того требует расход, остаток и другие параметры позволяют существенно экономить электроэнергию. А самое главное — трубы до посёлка были заменены на пропиленовые, поэтому вода приходит в дома жителей в том виде, в каком она покидает станцию водоочистки — прозрачной, органически и химически нейтральной.

Хочется надеяться, что посёлок Верхний Бор не постигнет участь самого санатория. Всё-таки у жизни здесь масса плюсов: сосновый бор, свежий воздух, Волга, природные красоты и, наконец, нормальная вода, от которой ничего не чешется, не возникает гемохроматоз и почки не отваливаются. Всё это в совокупности может сделать посёлок привлекательным для привлечения новых инвестиций — как в некий пригородный район по американскому типу. Рядом с городом — и всё же на значительном отдалении, чтобы не слышать шума машин. Потенциал есть, и кристально чистая вода — первый шаг в этом направлении.

P.S. Как нам стало известно, установка современной станции водоочистки для нужд небольшого посёлка — это начало Большого пути по возвращению в Ржев чистой питьевой воды. В своё время, и наши читатели наверняка об этом помнят, компания-производитель подобного оборудования в тестовом режиме испытала его на уровне водозабора «Ржев-2». В итоге удалось очистить воду до нормативных показателей. Так что у МУП «ДЕЗ» в этом направлении большие планы — распространить опыт посёлка Верхний Бор на весь город.

 

Вадим АФАНАСЬЕВ. Фото автора

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.