В конце лета мои знакомые приняли участие в праздновании Дня ВВС России на аэродроме «Орловка», который расположен недалеко от Ржева – в двух километрах восточнее посёлка Погорелое Городище, что в Зубцовском районе. По их словам, попали на демократичный, весёлый и зрелищный праздник, поскольку всё действо было построено на энтузиазме тех, кто по-настоящему влюблён в небо. А нынешней осенью энтузиасты из «Орловки» вновь напомнили ржевитянам (и не только им) о себе, организовав тренировочный крестный ход в воздушном пространстве над Ржевской епархией и её кафедральным городом.
«Крестный лёт» – событие неординарное, поэтому нам было особенно интересно встретиться с его инициаторами.
Правда, уже на аэродроме выяснилось, что журналистов тут, мягко говоря, не жалуют. Спасли положение два обстоятельства: во-первых, мы представляли город воинской славы Ржев, а во-вторых, наши коллеги с Ржевского телевидения на уже упомянунтом выше августовском авиа-шоу произвели на коллектив «Орловки» благоприятное впечатление – объективной подачей информации.
На пути к взлётной полосе познакомились с руководителем или, как принято говорить у лётчиков, старшим авиационным начальником «Орловки», генерал-лейтенантом Михаилом Кизиловым.
– Лётчик обязательно должен летать, – пояснил Михаил Георгиевич, направляясь к самолёту. – Лично я стараюсь летать три дня в неделю – в пятницу, субботу и воскресенье. Вы тут пока пообщайтесь с людьми, попейте чаю, я позже присоединюсь…
АОН: АВИАЦИЯ ЭНТУЗИАСТОВ
Генерал улетел, а мы направились в ангар – смотреть самолёты. Они оказались красивыми и разноцветными («на вкус и цвет все фломастеры разные», – так прокомментировал эти впечатления наш гид Тимур).
– За что же вы так журналистов не любите? – спросила я у него.
– Нашим лётчикам пиар не нужен, что бы они ни делали. Например, есть такая организация – «Ангел»: люди на своей авиационной технике ведут поисково-спасательные работы, ищут потерявшихся в лесу туристов и грибников-ягодников. Колоссальные деньги на это тратят, не получая от государства никакой компенсации. А журналисты в большинстве случаев почему-то хотят показать авиацию общего назначения (АОН) в негативном свете, – примирительным тоном сообщает Тимур. – Так что обыватели об АОН с вашей подачи слышат исключительно в контексте катастроф.
– АОН остаётся вне их понимания?
– Все знают, что есть военная, гражданская и экспериментальная авиация. Что такое АОН – авиация общего назначения – мало кто себе представляет. Но она существует, и практически целиком и полностью построена на энтузиазме конкретных людей. Речь идёт о самолётах, находящихся в индивидуальной собственности – подобно легковым автомобилям. Но пока концепция частного самолёта чужда большинству людей, авиация для них – это ВВС и гражданская авиация.
В Тверской области мы, пожалуй, стали первопроходцами. Когда-то в Погорелом Городище стоял отряд химиков Аэрофлота. После 1991 года всё пришло в запустение, а взлётная полоса больше напоминала мусорный полигон. Пять лет назад мы приобрели этот аэродром, расчистили и удлинили полосу, поставили ангары, оборудовали командно-диспетчерский пункт. И начали развивать авиацию общего назначения. Ведь немало людей, которые не могут служить военными лётчиками или работать в гражданской авиации, но при этом мечта о небе их не покидает…
В НЕБО
Сегодня в «Орловке» действует сертифицированный авиационный учебный центр «Небосвод-Авиа». Профессионалы своего дела дают слушателям теоретическую подготовку, а главное – практическую лётную базу (42 часа в воздухе). Правда, они весьма условные – эти 42 часа: обучение может растянуться от 2 месяцев до полугода. По итогам обучения люди получают пилотское удостоверение, покупают маленький самолёт (который, к слову, обходится не дороже иномарки) и – летают! В «Орловке» уверены: АОН нужна государству, страна с такими необъятными территориями не выживет без малой авиации. АОН можно использовать для нужд экстренных медицинских служб, во время поисковых и спасательных работ. Аэрофотосъемка, сельскохозяйственные работы, мониторинг лесных пожаров, трубопроводов, линий электропередач – всё это может делать авиация общего назначения.
– У нас можно встретить людей самых разных специальностей, – рассказывает Тимур, – начиная с доктора и заканчивая командиром «Boeing 747-800», который проводит в небе порядка 200 часов в месяц. Но в «Орловке», летая на маленьком самолёте, получает большее удовольствие, поскольку вживую чувствует самолёт – пилотирует его в ручном режиме. – Наверное, лучше всего летать летом?
– Лето – не лучшая пора для полётов – высока активность солнца. Земля прогревается по-разному, образуются термические потоки, которые могут идти вверх или вниз, в результате возникает тряска. Это некомфортно – приходится лететь на высоте свыше 1600 метров, а АОН летает до 1000. Лучшая погода для авиации общего назначения – осенняя, когда воздух сбалансирован, высока его плотность, – на самолет такие условия действуют положительно – в плане тряски и вертикальной скороподъёмности.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.