В минувшее воскресенье Ржев посетил Василий Лановой – актёр театра и кино, общественный деятель и педагог, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии… Все награды Василия Семёновича перечислить крайне трудно – их слишком много. В своём первом фильме «Аттестат зрелости» он сыграл в 1954-м, а спустя два года создал гениальный образ Павки Корчагина. В общей сложности на его счету 80 ролей, в том числе в кинолентах «Алые паруса», «Война и мир», «Офицеры», «Семнадцать мгновений весны», «Анна и Командор», «Дни Турбиных»… В 1979-м Лановой озвучил многосерийный документальный фильм «Великая Отечественная», в итоге эта работа была отмечена самой престижной премией того времени – Ленинской. Сегодня Василий Лановой заведует кафедрой художественного слова и сценической речи в Театральном институте имени Бориса Щукина. Но мероприятие, состоявшееся во Дворце культуры Ржева, – не про театральную деятельность Ланового. И даже не про его фильмы. Оно было о высоком – о памяти. Ведь не случайно Василий Семёнович сегодня столь активно гастролирует: в качестве сопредседателя общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России» он выступает за повсеместное развитие этой инициативы.
О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ
Естественно, в начале концерта Василий Семёнович рассказал немного о себе, о своём детстве, жизни в послевоенном Советском Союзе. Некоторые истории были смешными, другие – наоборот, грустными, порой душераздирающими. Особенно запомнилась одна – о начале войны. В самый канун этого чёрного дня мать отправила 7-летнего Васю вместе с сёстрами (10 и 4 года) поездом из Москвы под Одессу – к бабушке с дедом. В то время это было вполне возможно – отправить малолетних детей через полстраны на поезде, и при этом находиться в полной уверенности, что проводники высадят их именно там, где нужно. Так случилось и в тот июньский день. Когда ребятишки вышли из вагона в Кодымском районе Одесской области, над их головами пронеслась целая армада немецких самолётов – они летели бомбить Одессу.
Так для Васи началась война. Мать не приехала к детям, как обещала, через две недели. Не приехала и через год. И вообще – почти до самого конца войны никто из близких не знал, живы ли родители. А те, в свою очередь, не знали, доехали ли дети до бабушки. Даже представить такое страшно, ведь неведение хуже любой, даже самой горькой правды: оно выматывает душу, изводит, не отпускает ни на минуту…
Ещё одна история связана с оккупантами, которых Василий Семёнович помнит до сих пор. У них в хате стоял немец, человеком он был сердобольным – насколько вообще может быть сердобольным человек, который пришёл в чужую страну, чтобы грабить и убивать. У того немца на родине остались дети, и однажды он, расчувствовавшись, подарил Васе ремень. Этот ремень через некоторое время заметил на нём немецкий патруль и потребовал отдать. Мальчик не мог и не хотел лишиться такого сокровища, да ещё и подарка; и тогда офицер выпустил автоматную очередь над головой ребёнка. Ремень, конечно, Вася отдал, а на память о том подарке стал заикаться. И не стать бы ему никогда актёром театра и кино, если бы наши войска не освободили Украину, и не приехала за детьми мать, которая позже нашла сыну в Москве хорошего врача. Логопед в качестве терапии предложила ему петь протяжные украинские песни. Со временем заикание прошло и, по словам Василия Семёновича, больше никто и ничто не могло помешать ему стать артистом.
Ну, а память о войне осталась в его сердце на всю жизнь. Поэтому для Ланового до сих пор лучшие стихи, проза, фильмы – именно военные. Это такая заповедь, которую он соблюдает уже много лет.
\
В ЕДИНОМ СТРОЮ
Народный артист СССР рассказал со сцены Дворца культуры о неком ренессансе, наметившемся в определённых областях общественной жизни нашего государства. А конкретно – о движении «Бессмертный полк». Василий Семёнович сообщил, почему так важно сохранять в веках память о самой страшной катастрофе нашего народа, – ради детей. Чтобы и они помнили, какой ценой достался мир на планете. Чтобы помнили и не допускали подобных трагедий в будущем.
– «Бессмертный полк» родился в память о поколении, которое со страшными усилиями и муками, нечеловеческими усилиями отстояло нашу Родину, русскую душу, язык, культуру, – говорит Василий Семёнович. – У Александра Пушкина есть замечательные строки, которые как нельзя лучше подходят к определению «Бессмертного полка»: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оной есть постыдное малодушие». Жёстко, но правильно сказано. За те годы, что прошли с момента первого шествия «Бессмертного полка» в Сибири, оно развивалось невероятными темпами. В прошлом году русские люди, которые живут даже в Австралии, понесли 9 Мая портреты своих дедов и прадедов. Для меня это движение имеет особое значение. Я участвую в шествии с портретами родителей. Они сами были обычными украинскими крестьянами. Спасаясь от голода, переехали в Москву и стали работать в цехе химического завода.
Уже после войны узнал, что родители вместе с другими работниками разливали противотанковую жидкость вручную. Это было крайне опасно. Ибо через пять дней у всех без исключения была повреждена нервная система рук. Их послали в санаторий на Кавказ, где долго лечили, но всё безрезультатно. Маму я хоронил инвалидом первой группы, отец заработал инвалидность второй группы. Поэтому наше поколение должно помнить тех, кто заплатил такую высокую цену за Победу.
\
«ТАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ»
Василий Семёнович говорил не только о сохранении памяти, но и о нынешней молодежи, текущей политической ситуации. Наша страна всегда жила в условиях ведущейся против неё информационной войны – и ничего, Россия неизменно выходила из положения более стойкой.
– Только поддаваться нельзя – иначе всё, хана! – уверен Лановой.– А литература и кинематограф помогут. Обязаны помогать! Поэзия и проза были всегда гордость России. Пушкин, Толстой, Маяковский – настоящий русский уровень. Классика воспитывает душу!
Кстати, если всё-таки вспомнить о фильмах, в которых сыграл Василий Семёнович, лучшей он сам назовёт не роль Ивана Варравы из «Офицеров» или Артура Грея из «Алых парусов». Самой значимой он считает роль Павки Корчагина. Можно предположить, что современное поколение вряд ли поймёт этот образ, и в этом случае, безусловно, проиграет.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.