Проведение публичных слушаний перед принятием бюджета – это не просто традиция, а прямая обязанность любого муниципального образования. «Публичный» – значит, «открытый», «общедоступный», а у нас в последнее время обсуждение бюджетных параметров таковым не назовёшь. То есть, заинтересованные лица, безусловно, приглашаются, но, наверное, этого недостаточно для того, чтобы население отчётливо осознавало, в какую сторону мы движемся, какие изменения нас ожидают, где узкие места, требующие особого внимания. В противном случае непонимания, предвзятого отношения и недобросовестных слухов избежать будет трудно. В общем, требуется большая открытость и обратная связь с жителями. Хотя справедливости ради следует заметить: выслушивать и вникать в цифровую карусель, которая неизбежно возникает при обсуждении бюджета, – дело весьма непростое.


ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Уже не первый год основные параметры бюджета планируются на трёхлетний период. Это позволяет спрогнозировать стратегию развития муниципального образования, его перспективы и возможности на ближайшую перспективу. Если исходить из прогнозных показателей, то параметры бюджета на предстоящее трёхлетие выглядят не очень впечатляюще. Итак, общий объём доходов бюджета Ржева должен составить 892,2 млн. рублей, а уже на 2020-й и 2021 годы – 866 млн. и 863,9 млн. рублей соответственно.  Можно, конечно, предположить, что проект бюджета свёрстан с некоторым запасом, чтобы потом свободнее действовать, не боясь не уложиться в заданные законом нормативы. Это вполне возможно, но у такого решения есть неизбежные последствия – в виде сокращения расходной части. Так, например, расходы на 2019 год должны составить 900,9 млн. рублей, на 2020-й – уже 860 млн. рублей, а на 2021-й и того меньше – 857,1 млн. рублей.

В общем, картину радостной не назовёшь – производственный сектор в Ржеве не растёт, а управление муниципальным имуществом уже не имеет значительных резервов и не способно давать заметный прирост в доходные статьи бюджета. Но зато бюджетные показатели вполне укладываются в заданные рамки, и от некоторого дефицита – в сумме 3,75 млн. рублей в 2019-м мы приходим к профициту в последующие годы.

Правда, кое-что ещё может измениться в лучшую сторону. Вот, например, запланированные в предыдущие годы показатели дохода на 2019-й будут увеличены на 31,7 млн. рублей. Возникает вопрос: за счёт чего, если наше производство не растёт? Ларчик открывается достаточно просто. Увеличение общего объёма доходов в 2019 году обусловлено ростом налоговых поступлений по дополнительному нормативу от налога на доходы физических лиц и финансовой помощи от предоставления субвенций. Разумеется, при формировании проекта бюджета учитывались основные направления налоговой политики, предусматривающие изменения федерального и регионального законодательства, которые вступают в действие в 2019 году и позднее. Изменения коснутся и таких показателей, как единый налог на вменённый доход для индивидуальных предпринимателей, патентной и акцизной политики – в сторону увеличения.

Доходная часть бюджета в следующем году более чем на половину сложится из собственных поступлений. На долю налоговых и неналоговых доходов приходится около 55% всех поступлений, 45% составят межбюджетные трансферты. Учитывая, что основной объём собственных доходов составляют поступления от налогов и доходы от использования имущества, их основными администраторами являются налоговые органы и комитет по управлению имуществом. Доля доходов, собираемых ими, в общем объёме собственных доходов предполагается на уровне 82,2 процента и 15,1 процента соответственно. На долю прочих администраторов приходится совсем негусто – менее 3 процентов. Если оценить бюджетные показатели за последние годы в динамике, то выглядят они весьма неровно, что говорит о неустойчивой налогооблагаемой базе. Так, 2016 год дал замедление поступлений, 2017-й – существенный рост доходов (131,7% к уровню 2016-го), а уже в нынешнем году наблюдается значительный спад собственных доходов бюджета. Отставание к уровню прошлого года составит 1,7 процента. Вроде бы немного, но в абсолютных цифрах это уже приличная цифра – почти в 8,5 миллиона рублей.

\

СВЕСТИ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

С доходами всегда так: охотников предлагать, где и на чём зарабатывать, находится немного – в основном люди предпочитают обсуждать расходы, ведь это намного интереснее. Вот и мы проследуем протоптанной тропой. Формирование расходной части бюджета проходило в условиях жёсткого регулирования долговой нагрузки, а также традиционно высокой доли социально значимых и первоочередных расходов. И, как следствие, средства на развитие города являются ограниченными. То есть, продолжается политика предыдущих лет, которая в основном направлена на поддержание социальной стабильности.

Социальная направленность бюджета города Ржева по-прежнему является для бюджетной политики приоритетной. На социально-культурную сферу в 2019 году планируется направить более 80,0% (82,9%) всех расходов городского бюджета. Первоочередными задачами, как и прежде, остаются обеспечение функционирования сети муниципальных учреждений, основная часть которых приходится на отрасли образования, культуры, физкультуры и спорта.

Первоочередные усилия муниципалитета направлены на выполнение майских указов президента РФ В. Путина. Поэтому в бюджете города Ржева запланированы средства для участия в двух национальных проектах. Национальный проект «Культура» предполагает выделение по 750,0 тыс. руб. ежегодно. Основное направление его реализации – обеспечение музыкальными инструментами детских школ искусств. Национальный проект «Жильё и городская среда» каждый год «съедает» по 2000,0 тыс. руб. Основное направление – формирование комфортной городской среды.

Основное отличие расходов на 2019-й состоит в том, что в будущем году состоятся муниципальные выборы, соответственно на эти цели запланированы расходы в сумме 3 млн. 876 тыс. рублей. Немного – всего на 4 процента – будет повышена заработная плата работникам администрации города: на всё про всё понадобится 2 млн. рублей. Ещё 1 млн. 240 рублей будет направлено на проведение ремонта административного здания.

Как всегда, наибольший удельный вес трат приходится на образование – 621 175,5 тыс. руб., или почти 70 процентов от всех расходов. Общегосударственные расходы составят 67 481,7 тыс. руб., а на культуру – 54 166,2 тыс. руб., или 6 процентов.

\

ТРАТИТЬ С УМОМ

Когда денег немного, хочешь не хочешь, а приходится включать голову, чтобы распорядиться ими с наибольшей пользой . О федеральных программах уже сказано, но существуют ещё и муниципальные, которые прописаны наиболее подробно, со всеми нюансами. Так, например, на программу «Обеспечение правопорядка и безопасности населения города Ржева» на 2019-й запланировано 8,4 млн. рублей. Здесь есть такие позиции, как, например, обеспечение деятельности добровольных народных дружин – деньги выделяются совсем маленькие, но факт возрождения движения сам по себе примечательный. 190 тысяч рублей будет выделено на установку фото- и видеофиксации в общественных местах, местах массового скопления людей и административных зданиях. Не забыты и мероприятия по профилактике правонарушений, пропаганде здорового образа жизни, но основные расходы приходятся на содержание учреждения МЧС.