Вчера трагически погиб Валерий Соловьёв, бывший начальник Поста №1 города воинской славы Ржева, педагог  СОШ №1 им. А.С. Пушкина. Выражаем искренние соболезнования родным Валерия Ивановича. Вечная ему память!


Это последнее интервью начальника Поста №1, которое он дал «РП» накануне своего 70-летнего юбилея…

Валерий СОЛОВЬЁВ: «ДЕТИ – ПЛОДЫ НАШЕЙ ПОБЕДЫ»

ЖИЗНЬ – ПРЕКРАСНАЯ ШТУКА!

– Валерий Иванович! В преддверии юбилейной даты хотелось бы поинтересоваться: вы счастливы? Учёные уверяют, что человек чувствует себя по-настоящему счастливым как раз в вашем возрасте.

– Да, я – счастливый человек. В жизни всегда старался добиваться своих целей, и в большинстве случаев это у меня получалось. Стисну зубы и иду вперёд! «Жизнь – это прекрасная штука, братцы! Но прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за то подлое и мелкое, что мог совершить…». Часто на уроках, беседуя с детьми, цитирую эти слова Павки Корчагина. Я оптимист по натуре. Стараюсь, чтобы и мои ученики росли оптимистами.

– Несколько биографических штрихов, пожалуйста…

– Родился в деревне Турбаево Ржевского района, но всю сознательную жизнь прожил в Ржеве. Когда мне исполнился год, родители переехали в город – в дом №22 на улице Коммуны (ныне – Большая Спасская). Здесь я рос и учился, затем служил на узле связи в Ржевской дивизии ПВО, встретил свою супругу…

– Не скучно ли вам, Валерий Иванович, почти 70 лет ходить по одним и тем же улицам, видеть одни и те же лица?

– Когда учился в школе, города как такового практически не было. Первый 49-квартирный дом построили в 1961 году на Советской площади. Улица Ленина тоже представляла собой одно лишь направление – там рос репейник выше меня ростом. Ржев был разрушен фактически до основания – я это отлично помню.

– Воспоминания детства наложили отпечаток на дальнейшую жизнь?

– Конечно! Однажды меня пригласили на презентацию фильма, который представляли ребята из Питера. Фильм был снят на немецкие деньги и рассказывал о том, как нелегко немцам во время войны пришлось в Ржеве. Я же сразу вспомнил свою мать. В нашей деревне была расквартирована финская военная часть, маму, бабушку и тётку в ноябре 1941-го солдаты выгнали из дома на улицу. Женщины всю зиму прожили в норе, выкопанной на огороде. Так вот, тогда я встал и сказал немцам, присутствующим на презентации: «На что же вы жалуетесь? Это же вы пришли к нам – поработить, уничтожить…».

– Не соблюдаете вы политкорректность, Валерий Иванович…

– Правда – она и есть правда. Всегда стараюсь говорить правду в глаза. Это самый главный урок, который вынес из жизни – быть честным перед собой и перед людьми. Особенно важно быть честным с детьми.

– Можно сказать, что дети в Пушкинской школе воспитаны Валерием Ивановичем…

– Нет, у нас большой педагогический коллектив. Но, когда пришёл на работу в школу, первым делом научил детей и родителей здороваться. Думаю, много бед сегодня происходит из-за того, что люди перестали приветствовать друг друга при встрече. Порой прихожу домой усталый, но я счастлив! У меня много друзей среди выпускников. После окончания военного училища служил Отечеству. Мечтал: выйду на военную пенсию и пойду работать в школу. Так и вышло: окончил Тверской государственный университет (по специальности «Преподаватель истории и обществознания») и действительно пришёл в Пушкинскую школу. Это было больше 20 лет назад, в 1997-м.

ФЛЮИДЫ ОПТИМИЗМА

– Как нужно воспитывать детей, чтобы они выросли достойными людьми?

– Только личным примером. Никогда не опаздываю, и того же требую от детей. Кстати, привычка всегда приходить вовремя очень помогает в жизни. Соблюдаю форму одежды, которая принята. И мои дети не ходят в джинсах – знают, что я сразу отправлю их переодеваться. Объясняю ребятам: законы нравственные и законы государственные практически не противоречат друг другу.

Работа с детьми и мою собственную жизнь наполняет новым смыслом. У своих учеников многому учусь: если не будешь учиться – застрянешь в прошлом веке, а в новом – не состоишься. И они понимают: учитель – обычный человек, который имеет свои слабости и недостатки, и он тоже может просить о помощи.

Мы с ребятами много разговариваем, и не только на уроках истории, обществознания или ОБЖ. Начиная с пятого класса, каждый год ходили в четырёхдневный поход на озеро Волго. Так получилось, что сейчас мой десятый класс расформировали, но со всеми ребятами по-прежнему поддерживаю отношения. Когда работаешь с детьми, самому жить хочется! Набираюсь от них флюидов жизнерадостности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.