В 90-е ДЮСШОР №1 удалось сохранить опыт и традиции, заложенные предшественниками, а с приходом Виктора Буряка ржевские спортсмены стабильно побеждают на соревнованиях самого разного уровня. Сам ведущий тренер отделения стал лауреатом Всероссийского конкурса тренеров, учреждённого Благотворительным фондом спортивных программ «Новое поколение». Незаурядная личность Буряка, его богатый опыт и обширные знания – всё это способствовало дальнейшему развитию красивейшего и технически сложного вида спорта в Ржеве.
ДУМАТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО!
– Виктор Григорьевич, сколько мастеров спорта вы подготовили?
– Двадцать.
– Быть тренером спортивной гимнастики – ваше призвание?
– Да, это любимое дело моей жизни.
– А как всё начиналось? Вы сами достигли больших высот?
– Мастер спорта СССР, призёр первенства Вооруженных сил СССР. По советским меркам это были неплохие успехи.
– Но почему именно гимнастика?
– В моём дворе ребята занимались спортивной акробатикой. И однажды затянули в зал меня. Пришёл, посмотрел – понравились снаряды, особенно прыжковая дорожка – акробаты же прыгают только на ней. Мне тогда было семь лет.
– Как вот этим мальчишкам, которых мы сейчас видим в зале?
– Я в их возрасте такого ещё не делал: гимнастические элементы сейчас стали гораздо сложнее – их ещё не придумали. Да и методика, техника были совсем другими.
– Минутку! – внезапно прерывает разговор Виктор Григорьевич. И обращается к одному из юных гимнастов: – Ваня! Ещё один такой прыжок – и всё, занятие окончено! Ты сегодня не стараешься и не думаешь!
– Виктор Григорьевич, разве в гимнастике так важно думать?
– Думать надо обязательно! Спортсмены выполняют очень сложные элементы, и если не включать голову, ничего не получится. Если гимнаст подходит к снаряду, он совершенно чётко должен осознавать, что именно будет сейчас делать, зачем и для чего. Для начала следует сосредоточиться. Поначалу он выполняет элементы буквально на моих руках – тренер его ловит, поддерживает, перекручивает. И лишь потом он самостоятельно начинает работать.
\
ВСПОМИНАЙТЕ НАСТАВНИКОВ ВАШИХ
– Спортсмен без тренера ничего не стоит – как и наставник без талантливого ученика. Вы своего первого тренера помните?
– Мне в жизни повезло на хороших наставников. Например, Виктор Иванович Чукарин создал в Львовском институте физкультуры, где я учился, свою, очень авторитетную в СССР гимнастическую школу. Он буквально жил гимнастикой, творил её, двигал вперёд! Понятно, что ключевую роль в воспитании играют родители, но во вторую очередь я благодарен своим наставникам, которые и сделали меня.
– Виктор Чукарин – легенда советского спорта…
– Человек, прошедшей через 17 фашистских концлагерей, узник номер 10491, выживший в Бухенвальде, чтобы после этого ада стать семикратным олимпийским чемпионом!
– Как известно, олимпийские чемпионы никогда не переходят в разряд бывших. Это звание даётся раз и остаётся навсегда.
– Виктор Чукарин был достоин того, чтобы стать легендой ещё при жизни. Он покорил мир совершенством исполнения сложнейших гимнастических упражнений. Казалось, для него вообще не существует ничего недостижимого! О нём газеты писали так: «В геометрической точности выполняемых им элементов можно удостовериться с помощью циркуля и линейки». Виктор Иванович над душой своих воспитанников никогда не стоял, вот и меня научил работать самостоятельно. Этот навык остался со мной навсегда. Сейчас ребята в зал придут: на каждом снаряде – по 3-4 ребёнка, у всех разные программы, но каждый своё дело знает. С первого дня их так приучил. Сам сижу, лишь поглядываю…
На самом деле, разговаривая со мной, Виктор Григорьевич не упустил ни одного движения детей, постоянно обращаясь к каждому из них со словами ободрения или делая замечание. Как тренеру удаётся постоянно контролировать ситуацию? Это уже секрет профессии. С одной стороны, дисциплина, с другой – свобода. Наверное, искусство тренера в том, чтобы держать баланс…
На самом деле, разговаривая со мной, Виктор Григорьевич не упустил ни одного движения детей, постоянно обращаясь к каждому из них со словами ободрения или делая замечание. Как тренеру удаётся постоянно контролировать ситуацию? Это уже секрет профессии. С одной стороны, дисциплина, с другой – свобода. Наверное, искусство тренера в том, чтобы держать баланс…
\
О ПРЕОДОЛЕНИИ СЕБЯ
– Гимнастика стала очень сложной, – продолжает Виктор Григорьевич.
– В нашем зале немного устаревшая материальная база, нам тяжело учить сложные элементы. Нужна яма поролоновая, чтобы ребёнок мягко приземлялся. Тренеру приходится буквально носить детей на руках, пока они не приобретут необходимые навыки. В зале сейчас – третьеклассники, они уже что-то умеют. А малыши (у нас начинают заниматься с 6 лет), в основном развивают общую физическую подготовку. Поэтому тренеры в других видах спорта, если ребёнок пришёл к ним из гимнастического зала, своим коллегам очень благодарны. Ведь базовая работа уже сделана.
– Трудно быть детским тренером, Виктор Григорьевич?
– В гимнастике – легко. Мы набираем детей из детского сада. Постепенно притираемся друг к другу: я – к ним, они – ко мне. В другие виды спорта позже набирают, когда ребёнок уже сформировался, имеет свой характер. Чтобы выполнить норматив мастера спорта, гимнасту требуется 10-11 лет интенсивных занятий. Как правило, это ему удаётся только ближе к окончанию школы.
– Получается, 12-13 лет вы – рядом с ними?
– Да, и тем самым практически формируем характер ребят. В гимнастике есть фактор страха, когда даже мой голос решает многое. Громкая команда тренера стимулирует, помогает перебороть этот страх. С ребёнком иногда по тысяче раз приходится выполнять один и тот же элемент, чтобы однажды он сделал его самостоятельно. И мой голос в этом процессе играет важную роль: бывает, прикрикнешь на парня, а он с перепугу взял – да и выполнил сложный элемент. И искренне радуется этому. Он счастлив, и я – счастлив: наконец, получилось! Это очень ценный опыт для ребёнка – преодоление чувства страха.
– Как вы думаете, в жизни этот опыт пригодится?
– Каждый день мои воспитанники совершают маленький личный подвиг, преодолевая себя. Так вырабатывается характер. В гимнастике это особенно ярко проявляется.
Из разговора с Виктором Григорьевичем я вынесла главное: спортивная гимнастика – очень сложный вид спорта, недаром к занятиям приступают в раннем возрасте. Чтобы достичь в гимнастике каких-либо высот, ребёнку приходится отказывать себе во множестве привычных для его сверстников удовольствиях. Гимнастика требует, если хотите, объёмной работы. Пусть умелый тренер и старается облекать её в форму игры, и ребёнок всерьёз увлечён этим занятием, но всё равно трудиться необходимо системно и очень много.
– Выходит, у ребёнка фактически нет детства?
– Нет, – не соглашается Виктор Григорьевич. – Просто гимнасты умеют ценить время. На соревнованиях, когда в гостинице живут представители разных видов спорта, они выделяются из общей массы – более серьёзные, уравновешенные, собранные…
\
ЛЕЧЕБНЫЙ ЗАЛ
– За тренировкой детей очень интересно наблюдать. Говоря словами классика: «И вдруг – прыжок, и вдруг – летит!». Здорово, наверное, переживать такое чувство полёта?
– Конечно, – подтверждает тренер. – Получился тот или иной элемент – ребёнок окрылён, по себе знаю. Как пришёл в 7 лет в гимнастический зал, так, можно сказать, и не выходил из него (естественно, за исключением периода службы в армии). Вся жизнь связана с гимнастикой! Больше и сказать нечего.
Я – счастливый человек. Кажется, если бы мне зарплату не платили – всё равно бы работал. Поздно вечером заканчиваю тренировку – руки отваливаются: приходится работать на подстраховке детей, а в 8-9 классах вес уже солидный. Утром пришёл в зал, детей увидел – и усталость, как рукой сняло. Зал у нас лечебный, – улыбается Виктор Григорьевич.
Я – счастливый человек. Кажется, если бы мне зарплату не платили – всё равно бы работал. Поздно вечером заканчиваю тренировку – руки отваливаются: приходится работать на подстраховке детей, а в 8-9 классах вес уже солидный. Утром пришёл в зал, детей увидел – и усталость, как рукой сняло. Зал у нас лечебный, – улыбается Виктор Григорьевич.
\
О БУДУЩИХ «ЗВЁЗДАХ»
– Родители – ваши союзники, или гимнастика для них – нечто прикладное?
– Чтобы получился хороший спортсмен, родители обязательно должны быть союзниками тренера. Младшие по 2,5 часа занимаются, старшие дети – по 3 часа минимум, и каждый день. Любой элемент доводится до совершенства, в гимнастике множество повторений, всё идёт от простого к сложному.
Один пример приведу. Папа одного мальчика очень редко приходил на тренировки, но однажды ему удалось побывать на соревнования, в которых сын принимал участие. А парень уже делал на перекладине двойное сальто и одновременно переворачивался вокруг продольной оси. Так вот, папа снимал его выступление на камеру, а когда сын делал соскок, у него эта камера чуть из рук не выпала – настолько сильными были удивление и одновременно испуг. Потом он долго восхищался: «Как вы их такому учите?!». Потом даже во Владимир вместе с нами на очередные соревнования поехал. Тут уж мне пришлось удивляться…
Один пример приведу. Папа одного мальчика очень редко приходил на тренировки, но однажды ему удалось побывать на соревнования, в которых сын принимал участие. А парень уже делал на перекладине двойное сальто и одновременно переворачивался вокруг продольной оси. Так вот, папа снимал его выступление на камеру, а когда сын делал соскок, у него эта камера чуть из рук не выпала – настолько сильными были удивление и одновременно испуг. Потом он долго восхищался: «Как вы их такому учите?!». Потом даже во Владимир вместе с нами на очередные соревнования поехал. Тут уж мне пришлось удивляться…
Несмотря на то, что 90 процентов элементов в гимнастике уже давно придуманы и отработаны, Виктору Григорьевичу удалось привнести в этот вид спорта нечто своё:
– Сейчас редко появляются новые элементы, но если уж появляются, то крайне сложные. Когда работал в женской гимнастике, у нас с моей воспитанницей были два фирменных элемента, которые никто не делал, – рассказывает тренер.
– Ржевские дети могут попасть в сборную России, на Олимпиаду?
– Чтобы реально быть в олимпийской команде, нужно тренироваться в Москве, на нашей олимпийской базе – «Озеро Круглое». Но перспектива такая есть. Посмотрите, вон тот мальчик, который сейчас работает на перекладине, – пятиклассник Серёжа Щербаков. Очень на него рассчитываю! Очень способный, сильный, выносливый, а по натуре – оптимист. У него всё получается без напряга: вот сейчас спрыгнет и заулыбается. Не получилось – не расстраивается. Ещё в третьем классе выступал по 3-му взрослому разряду – это очень круто для его возраста! На первенстве Московской области третье место занял. Недавно участвовал в первенстве России, где занял 12-е место, а в финале на брусьях стал четвёртым. Выступал на юношеских соревнованиях «Олимпийские надежды» – они были отборочными в сборную России. Стал десятым, немного не повезло – буквально 13 сотых не хватило до третьего места на брусьях.
Сегодня Сергей – член юношеской сборной ЦФО. В марте мы с ним ездили на всероссийские сборы в Белгород. Мне нравится характер Сергея, что в гимнастике немаловажно: ты на тренировке можешь всё делать просто отлично, а на соревнованиях – не справиться с волнением. Все хорошие, но этот парень – яркий. Что из него получится – будет видно через год, когда дойдём до сложных элементов.
– У нас зальчик маленький – даже для разбега его площади не хватает, – Виктор Григорьевич возвращается к больной теме. – Нам сложно конкурировать с ребятами из больших городов. Тем не менее, мы считаемся одной из лучших школ в ЦФО. Снаряды старые, у детей все руки в мозолях из-за шершавых брусьев. Недавно в Федерацию гимнастики России пожаловался: износ снарядов весьма высок, а возможности приобрести на местном уровне новые – нет. На днях сообщили, что обязательно окажут помощь.
\
У КАЖДОГО ПТЕНЦА – СВОЁ НЕБО
Уже многие годы Виктор Буряк остаётся душой ржевской школы гимнастики, опытным наставником и примером для ржевских гимнастов, выпускающим своих «птенцов» в большой мир. А у каждого птенца – своё небо.
– По большому счёту, Виктор Григорьевич, ради чего всё это?
– Я хорошо помню, какими эти мальчишки были, когда впервые пришли в зал, и какими в итоге стали. Мы просто делаем из них настоящих мужчин. Думаю, полученный здесь опыт очень поможет им в дальнейшей жизни. Среди моих выпускников есть банкиры, экономисты, дипломаты. Поступают они и в спортивные вузы, многие уже работают по специальности. Скажем, Денис Семакин был отличным гимнастом, теперь трудится тренером в Москве, в школе «Динамо», там он на хорошем счету. Это же здорово, когда ученик превосходит своего учителя!
– Кого легче тренировать – девочек или мальчиков?
– Девочки более работоспособные и амбициозные. Даже совсем маленькие – они, словно «скорпиончики», уже соревнуются между собой, а проигрывать очень не любят. Если бы у нас были созданы необходимые условия, уже в третьем классе девочки могли бы творить чудеса. Мальчикам до определённого возраста это неважно – они раскрываются медленнее, в 6-7 классе.
– На ваш взгляд, каковы перспективы ржевской гимнастики?
– Мы выступаем на всех соревнованиях ЦФО, цель – попасть на первенство России. Планируем подготовить ещё одного мастера спорта.
Мальчиков в гимнастику всегда приводят за руку. Я бы хотел, чтобы это происходило с согласия самого мальчика. Если он с малолетства начнёт свои желания тренировать, то вдвое быстрее добьётся результата. И не надо удерживать ребёнка в определённом виде спорта, если он чувствует, что это не его занятие. Внутреннее «я» детей следует уважать, поддерживать. Однако в любом случае, гимнастика – это основа, фундамент физической подготовки для всех видов спорта. За два-три года ребёнок укрепит своё здоровье и в дальнейшем сможет перейти в любой другой вид спорта, и уже там будет показывать наилучшие результаты.
Так что желаю родителям, чтобы они не обходили стороной спортивную гимнастику!
Так что желаю родителям, чтобы они не обходили стороной спортивную гимнастику!
– Благодарю вас за интервью!
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.