№44 7 ноября 2013
В Ржевском выставочном зале в октябре – первой половине ноября проходила персональная выставка Ирины Аввакумовой, долгое время бывшей директором этого учреждения культуры. Слава богу, в нашем городе художественная жизнь не остановилась, хотя последние годы были для мастеров кисти не из простых. Почти десять лет на её острие находилась Ирина Аввакумова, основной заботой которой стало желание как можно шире представить ржевских художников и «затянуть» в наш город мэтров живописи, забыв при этом о своём творчестве. Но, видимо, наступает такой момент, когда человек понимает – сейчас или никогда. Ирина Николаевна оставила административную должность и полностью погрузилась в творчество. И вот теперь – выставка, на которой можно видеть результаты её работы за последнее время. Показалось своеобычным название экспозиции – «Стиль жизни». Захотелось узнать, почему так: то ли здесь заложен глубокий философский подтекст, то ли намёк на то, что занятия живописью для художника – повседневная необходимость, то ли ещё какая загадка кроется в этом названии. В общем, сразу подумалось, что осмотр выставки непременно должен сопровождаться беседой с её автором.
– Ирина Николаевна, откуда такое название выставки, как оно родилось?
– Дело в том, что новый директор выставочного зала Артем Пономарёв предлагает ржевским художникам показывать своё творчество. Так случилось и со мной. Он позвонил, спросил, чем я занимаюсь в настоящее время и не хочу ли выставить что-нибудь из своих работ. Я сразу согласилась, но показывать было решено в параллели. Вообще сейчас это широко используемый художественный прием. Я предложила делать выставку с дочерью, Дианой Гоголевой. На мой взгляд, это оказалось удачное решение, потому что повлекло за собой ряд нестандартных открытий. Название выставки, можно сказать, тоже совместная находка. Мы так живем, погруженные в творчество. Я занимаюсь живописью, она – созданием новых образов в текстиле. Совместная работа над выставкой нас очень объединила и сблизила
– Это ведь не первая ваша выставка в Ржеве?
– Была лет пять-шесть тому назад, и с тех пор я не выставлялась. Надо было показывать других мастеров, в том числе и маститых, с именем. Для меня на тот момент было важнее показывать авторов, у которых наши художники могли бы многому научиться. Здесь у нас побывали замечательные мастера. Некоторых из них я пригласила на свою презентацию. Я счастлива, что на открытие выставки приехали народный художник России Н.В. Дочкин, заслуженный художник России В.П. Столяров, заслуженный художник России Н.Е. Пятышева, талантливейший художник, преподаватель Венециановского училища Александр Котов. До этого они в основном знали меня со стороны административной деятельности. Такой объём моих работ они увидели впервые.
– И каков же был вердикт?
– Весьма положительный.
– Скажите, Ирина Николаевна, а что дало вам пребывание в должности директора выставочного зала? Или это были просто годы, потерянные для творчества?
– Нет, что вы! Мне кажется, вообще всё в этой жизни неслучайно: события, встречи, занятия, тем более род деятельности. Всё, чего я достигла, случилось только благодаря тому, что все эти годы были заполнены новыми встречами, знакомствами с замечательными людьми и великолепными художниками. Такими, как Борис Федоров, Ефрем Зверьков, Валентин Сидоров, Михаил Абакумов, Дмитрий Тугаринов, Николай Дочкин. А еще нельзя не вспомнить Бориса Диодорова, Всеволода Солодова, Игоря Орлова, который вообще очень редко выставляется, и его практически нельзя увидеть. Может быть, кого-то я пропустила, но каждый из тех, кто у нас был, одинаково мне дорог.
– Как вы думаете, почему они охотно откликались на ваши предложения устроить персональную выставку? Ведь Ржев – это даже не областной центр, а у вас – народные художники, академики живописи…
– Я разговаривала с ними на эту тему. Ответы всегда были очень похожими – потому что здесь ощутима атмосфера тепла, доброжелательности, близкого контакта со зрителем, посетителями выставки.
– А ведь были ещё не только выставки, но и ржевские пленэры, когда художники приезжали и работали на природе в течение 10-14 дней. Как вам удалось поднять такой огромный пласт работы, связанной с проведением пленэра?
– Получилось так, что впервые в нашем регионе пленэр был проведен в Зубцове. Я узнала об этом и удивилась – как так? Почему в Зубцове, где 6 тысяч жителей, а не в Ржеве, где проживает 60 тысяч, который и в экономическом, и в культурном отношении гораздо мощнее. В общем, вышла я с этим предложением на власти. В.Н. Бременева сразу поддержала, А.В. Харченко тоже всегда шел навстречу интересным начинаниям, он понял важность совершенно нового дела, хотя, конечно, с финансовой стороны это было весьма затратное мероприятие. Но ведь с другой стороны это придавало Ржеву особый статус культурного центра. Ведь такие выставки и пленэры не устраивали даже в Твери, а в Ржеве они были.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.