То ли в научной среде, то ли в общественном сознании (тут, как говорится, вопрос спорный) принято наделять каждое новое поколение определёнными чертами, отличающими его от родившихся ранее. Даже названия отдельные придумывают. Люди, родившиеся после середины 1990-х, получили наименование «зуммеры». Наверное, в этом есть какой-то резон: действительно, каждое поколение имеет свои уникальные черты, которые могут быть связаны с общественными, экономическими и культурными обстоятельствами. Однако стоит помнить, что описание поколений является обобщением и не всегда может точно охарактеризовать каждого отдельного человека. Его жизнь ни в какие схемы и рамки не уложишь, ибо она не только бесценна, но и уникальна. Как уникальна жизнь героя этого материала Максима БУЛИСКЕРИИ.
ОТ ИЗО ДО МУЗЫКИ, НЕ МИНУЯ СПОРТА
Он не родился с «серебряной ложкой во рту», как сейчас принято говорить, когда хотят подчеркнуть беззаботные, обеспеченные родителями детство и юность ребёнка. Это же удачное стечение обстоятельств способно и в дальнейшем продвигать по жизни молодого человека без особых усилий с его стороны. С Максимом всё вышло иначе – ему пришлось расти без родительской заботы и любви. У него была только бабушка – Ольга Валерьевна Видакова, которая воспитывала внука, наставляла, заботилась о нём, поддерживала во всём, в том числе в увлечениях.
Максим любил рисовать: он рисовал в детском саду, в школе, дома – всегда и везде. Бабушка была не против этого увлечения, но, будучи сама человеком с музыкальным образованием, всё-таки, видимо, предпочитала музыку изобразительному искусству. И Максим в шесть лет взял в руки свою первую скрипку. Когда он пришёл в детскую школу искусств №3 (вернее, его туда привели) и увидел первого педагога, сказал: «Хочу учиться у него». И указал на скрипача Павла Владимировича Вознюка. И начал у него учиться, ещё не подозревая о том, что будет нелегко, и на этом пути возникнет немало трудностей.
Поначалу, правда, всё шло без особых проблем: Максим стабильно учился до 5 класса, а потом, как я поняла, вдруг появилось непреодолимое желание играть в футбол, и скрипка стала постепенно отходить на второй план. Но тут вмешалась бабушка, которая сказала: если заниматься музыкой, то делать это следует серьёзно, не отвлекаясь на прочие занятия. Её слова возымели действие, и Максим весьма успешно окончил музыкальную школу по классу скрипки.
«НА, ВЛАДЕЙ ВОЛШЕБНОЙ СКРИПКОЙ!..»
Сразу же после 9-го класса, в 2015 году, он поступил в Тверской музыкальный колледж им. М.П. Мусоргского. На вопрос, почему не пошёл в 10-й, Максим ответил, что у него тогда стал проявляться характер. Выражалось это в том, что он начал, например, спорить с преподавателем литературы – его не устраивала общепринятая трактовка произведений, поскольку был свой взгляд на литературных героев, их слова, чувства, поступки. А такое обычно в школе не слишком приветствуется. Зато в колледже в основе обучения были специальные предметы: помимо скрипки – теория музыки, гармония, фортепьяно, альт. Были и общеобразовательные, в основном гуманитарные предметы: история, литература, педагогика, методика преподавания.
Но и в колледже дорога Максима Булискерии отнюдь не была выложена жёлтыми кирпичами, как у девочки Элли из «Волшебника Изумрудного города». Хотел попасть в класс Степана Ованесовича Мильтоняна, основателя уникальной методики обучения игре на скрипке, в основе которой лежит музыкальная импровизация, но мэтр в 2015-м ушёл из жизни. Начал учиться у педагога, которая оставила большой след в жизни Максима, – Тамары Петровны Юдиной, но она тоже вскоре оставила сей мир. Последние курсы учился у дочери Степана Аванесовича – Анны Мильтонян. По словам Максима, педагоги в колледже – не просто преподаватели, это настоящие друзья, товарищи, добрые советчики. Ученика и учителя связывают очень тёплые, доверительные отношения. И это по-настоящему бесценно.
На старших курсах начались выступления, в том числе коллективные – и с ансамблем, и с оркестром колледжа, иногда играли с камерным оркестром Тверской академической филармонии «Российская камерата». Репертуар был различный – от барочной музыки до джазовых композиций, и, конечно же, Чайковский, Шостакович, Шнитке, симфонические обработки Рахманинова. Выступления всегда стимулируют музыкантов, но также требуют серьёзной подготовки и полной сосредоточенности. Ничем невозможно заменить живое общение со слушателем, поэтому волнение перед каждым выступлением, конечно, присутствует, но для музыканта это ещё и отличный стимул для расширения репертуара, повышения исполнительского мастерства.
ПОКОЛЕНИЯ СОШЛИСЬ
А потом была армия – срочная служба в войсках связи. Это были 2019-2020 годы. Пришлось участвовать в учениях в Астраханской области, когда температура ночью -5, а днём +40 градусов. После возвращения в Москву ДМБ встретил проливной дождь, и это была настоящая радость! А ещё были полевые учения в Нижегородской области, когда палатки ставили прямо в лесу. Теперь Максим говорит, что только тот, кто служил в армии, знает, что такое настоящее товарищество. Я думаю, не только это – в армии человек лучше понимает самого себя, окружающих и, говоря высоким стилем, что такое твоя страна и родная земля. В армии Максим подружился с двумя парнями, с одним из них он поддерживает отношения по сей день. Улыбаясь, говорит, что сошлись на почве нарядов, а ещё и тот, и другой играли на электрогитаре, освоив инструмент самостоятельно.
Пройдя армейскую школу жизни, имея за плечами образование, можно было подумать о том, чтобы закрепиться где-нибудь поближе к столице. Но уже тяжело болела бабушка, и Максим Булискерия вернулся в родной Ржев. Пришёл в детскую школу искусств №3, где с самого открытия директорствует Антонина Владимировна Трунёва. Встретили его с распростёртыми объятиями, Павел Вознюк передал ему своих учеников, и вот так, через цепочку «учитель-ученик», сошлись поколения. Преподавание для Максима было не в новинку: он начал репетиторствовать ещё на втором курсе колледжа, а потом была уже официальная практика.
Сейчас ученик Максима Эдуардовича оканчивает седьмой класс, ещё одна девочка учится на втором курсе музыкального колледжа. Это те самые ученики, которых ему передал П.В. Вознюк. Всего в настоящее время у молодого педагога пять учеников (два скрипача и три гитариста), а ещё – участие в ансамбле скрипачей.
ТРУД, ЖЕЛАНИЕ – МЕЧТА!
Со временем пришлось Максиму Эдуардовичу вспомнить и своё давнее увлечение изобразительным искусством. Это ещё одно направление, в котором он добивается зримых успехов. У нашего героя есть незаконченное высшее образование по анимации. Учился в университете при «Союзмультфильме», и всё шло хорошо до тех пор, пока оплата за обучение не взлетела до небес. Кроме себя, рассчитывать Максиму было не на кого, и эта сумма оказалась для него неподъёмной. Что не мешает молодому преподавателю учить детей младших классов в СОШ №7 основам изобразительного искусства. Маленькие ребята очень отзывчивые на все творческие эксперименты и с восторгом в них участвуют.
А ещё как-то довелось Максиму Эдуардовичу быть членом жюри на школьном смотре строя и песни, после чего решил, что и здесь возможно его вмешательство – с целью научить ребят хорошо и правильно маршировать. С тех пор его воспитанники участвовали уже в нескольких парадах, демонстрируя неплохую выучку. Максиму Булискерии нравится работать с детьми, и он видит в каждом ребёнке личность. Поэтому считает, что к каждому нужен свой подход. Необходимо понять, чего ребёнок хочет, что ему нравится, как он оценивает те или иные события, явления, понятия. Чтобы получить отклик, ребёнка нужно правильно направить, уважая при этом его мнение. И тогда можно ждать положительного результата – тот загорается идеей, действием, участием в совместном творчестве, которые ему очень аккуратно и ненавязчиво предложил учитель.
Можно было бы считать, что Максим Эдуардович уже определил свой дальнейший жизненный путь, но я бы воздержалась от окончательных выводов. Дело в том, что у него очень много творческих планов, не совсем связанных с преподаванием. Например, у Максима есть группа D.F.M.I, которая играет музыку в жанре «металл». Он сочиняет вечерами музыкальные композиции, которые пока ещё слышали немногие, но кто знает, что будет завтра или послезавтра. А ещё наш герой интересуется звукорежиссурой, мечтает изучить звук с точки зрения физики – разобраться с его окрасом, откуда идёт, как расщепляется и так далее.
Он считает, что самое главное – сохранить мечту, недаром все выдающиеся изобретатели были настоящими мечтателями. Чтобы добиться чуда, нужны труд, желание и обязательно мечта. Эта триединая формула всегда двигала человечество в целом и отдельных людей к новым достижениям и великим свершениям. И, если у Максима Эдуардовича Булискерии есть мечта (а она у него точно есть), то пусть она его не оставляет. А опорой пусть будут труд, желание творить и общественная поддержка. Ну, а как иначе? Талантам надо помогать!
Вера ГЛАДЫШЕВА.
Фото из личного архива.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.