Наш собеседник – преподаватель информатики, географии и технологии СОШ №4 Никита БАСТЮЧЕНКО.


ИЗ МОСКВЫ В РЖЕВ – ЧЕРЕЗ КАРТОШИНО

– Никита Александрович! Как вы, москвич, оказались в ржевской школе? Обычно бывает наоборот…

– Это моя супруга – москвичка, а я – родом из Подмосковья. Но познакомились мы в столице, и у нас возник общий интерес к жизни в деревне. Решили из индустриальной среды перебраться ближе к земле, где чистый воздух, тишина и спокойствие, возможность побыть наедине с природой. Когда долго живёшь в мегаполисе, столь простые вещи становятся недостижимыми и оттого – невероятно ценными!

– Исход горожан из мегаполисов социологи называют новым трендом, который лишь усилила пандемия коронавируса.

– Да, и всё это мы нашли в 40 километрах от Ржева – в деревне Картошино. Приобрели там дом, разбили фруктовый сад, завели пчёл. По образованию я – инженер-энергетик, в Москве обслуживал ЦОДы (центры обработки данных), а здесь начал преподавать в Ефимовской школе (д. Парихино). Возможно, я упустил немало карьерных возможностей, но в личностном плане перешёл на новый уровень.

Кстати, директор сельской школы, Елена Вячеславовна Конова, в своё время также переехала с семьёй в д. Деньгино из Москвы, и мы дружили семьями. Но когда в нашей семье родился третий ребёнок, встал вопрос: где учить детей, в какие секции их записать? Рассматривали два варианта: либо вернуться в Москву, либо искать работу в Ржеве. В СОШ №4 я устроился по чистой случайности, хотя в жизни нет ничего случайного! Так мы переехали в Ржев, а свою деревню теперь посещаем в выходные…

Многие наши знакомые из Москвы и Питера переезжают в сельскую местность, заводят хозяйство, пытаются что-то производить. Конечно, это люди с городским менталитетом, но им сельский образ жизни нравится. Когда мы только переехали в Ржевский район, мне написал один русский парень из Техаса, который хотел перебраться в русскую глубинку из Америки. А не столь давно приехали ребята из Таиланда. Сами они из Питера, жили в Таиланде, а потом решили вернуться. Могли бы отправиться в любую точку мира, но выбрали Ржевский район и сейчас занимаются фермерством.

– Тяга к свободе, которая всегда была свойственна русскому человеку, именно так себя проявляет?

– В определённый момент человек понимает, что привычный образ жизни ему надоел. Возникает ощущение несвободы, бессмысленности жизни. Хочется построить свой мир, играть по своим правилам, жить свободно…

 

«ВЫПАВШИЕ ИЗ КОНТЕКСТА»

– Летом мы сплавлялись по Волге – от посёлка Селижарово до наших деревень. Волга в Селижаровском районе делает крутой поворот, и на высоком берегу мы увидели белый храм. Река имеет свою энергетику, и течение просто вынесло нас к нему. Там внизу ещё была спортплощадка – батюшка сделал турник, дорожку к воде. Всё красиво, гармонично…

В Ржеве, как я узнал, всего лишь несколько храмов сохранились – из 22-х довоенных. Но когда привёл свой класс в Ржевский краеведческий музей, удивился – какой же это древний город, с богатой культурой, историей! Думаю, и у Ржева, и у района обязательно должно быть своё культурное лицо, а молодёжь должна гордиться своей малой родиной!

Кстати, меня крайне удивило, что не все мои ученики посещали музеи родного города с родителями. Ржевский край – красивый, древний, до конца не изведанный, и мне хочется привить чувство любви к родной земле детям. История и культура во многом определяют происходящее, по их нормам (традициям) строится общение ребёнка с окружающим его миром, людьми, с самим собой. А иначе мы получим поколение, «выпавшее из контекста». Оно будет образованным, но при этом не станет носителем общих смыслов, общих представлений о героях и антигероях своего народа, своей стране. Они не смогут почувствовать себе гражданами, ибо гражданские совесть и ответственность – это, прежде всего, чувства…

 

В ПОИСКАХ СМЫСЛОВ

– Да, самая главная проблема – утрата смыслов. Детям никто не говорит о смысле жизни, а задумываться об этом в 70 лет – слишком поздно…

– Когда я учился в школе (тогда только распался Советский Союз), людям было не до поиска смыслов. Сейчас в школе ввели уроки «Разговоры о важном» – новый формат воспитательного мероприятия, когда дети поют гимн России. Обычно стою с ними рядышком, слышу, что, может быть, не всегда попадают в такт, но ведь поют!

– Никита Александрович, а смысл жизни своим детям вы как объясняете?

– Младшему – два года, средней дочке – пять лет, старшему ребёнку – восемь. Пока он не спрашивал: папа, зачем мы живём? Думаю, человек, который исповедует православие, лучше, чем атеист, но религия – вопрос сугубо личный. Пытался вывести своих пятиклассников на мировоззренческие темы. Например, спросил, как мы оказались на этой планете? Дети пытаются размышлять, предлагают свои варианты. Детские вопросы – ступеньки к пониманию жизни. И чем серьёзнее вопрос, тем сильнее потребность получить честный ответ. И дать его можем мы – родители и учителя. В 14-15 лет дети должны понимать: зачем я здесь? И школьное образование в этом может помочь, показав целостную картину мира.

Мне кажется, сегодня важно брать то хорошее, что было в советской системе образования. Больше часов следует отдавать таким предметам, как астрономия, логика, технология. Технологию можно вести и в 10-11 классах – почему бы и нет? Как-то мы с ребятами сделали казачий курень в миниатюре. Каждый что-то вырезал и выпиливал. Собирали всё вместе – детям было очень интересно!

КАК ПТИЦА ФЕНИКС

– Как вы думаете, любовь к Родине можно воспитать? Сейчас многие люди считают, что государству они ничем не обязаны…

– Мы живём в уникальное время – на наших глазах происходит слом эпох. Чувствуется, что скоро всё будет по-новому. Россия сейчас переживает тяжёлое время, но как многодетный отец вижу, что государство людям помогает. Важно любить свою Родину, ведь Родина – это свой дом, двор, улица, мама-папа, бабушки-дедушки. Как утверждал классик, «если русских останется хотя бы один хутор, Россия возродится». Русский народ часто сравнивают с птицей Феникс – мы возрождаемся буквально из пепла! Да, много ошибок совершили, но надо понять: у России – свой, особый путь. И мы должны его пройти!

Только вдумайтесь: сейчас из России, спасаясь от мобилизации, уехали около двух миллионов молодых людей. Не понимаю: может, у всех корни украинские? Мы же долгое время были одной страной, и на той стороне – тоже наш народ. В какой-то степени это гражданская война, и чем быстрее она закончится, тем лучше. Нас рассорили, разъединили и коллективный Запад в этом весьма преуспел.

А началась эта вражда ещё в 70-80-е годы, когда людей ненавязчиво готовили к нынешнему развитию событий, к отторжению от России. Когда я был студентом, ездил с друзьями в Киев. На Андреевском спуске уже тогда продавали футболки с надписями: «Благодарю Бога, что я – не москаль». Мы смеялись, не понимая, насколько всё это серьёзно…

– Патриотизм может стать государственной идеологией?

– До недавних пор у нас была одна негласная идеология – личное обогащение, когда каждый – сам за себя. Мне не нравится сама суть капитализма, которая в Москве обострена до предела: стремление заработать деньги любым способом, без конца тянуть одеяло на себя и идти по головам. Но есть в современной жизни и позитивные моменты – например, наши добрые, умные дети. Смотришь на них, и радуешься!

 

КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР!

– Никита Александрович, работа в сельской школе стала для вас новым этапом в поиске профессиональной идентичности?

– Да, и я продолжаю двигаться в этом направлении, ведь учить детей чему-то полезному мне очень понравилось. В школе нет однообразия, и это мне тоже очень нравится. Запомнились слова Алексея Макурина, начальника отдела образования Ржевского района. Однажды он сказал: «Учитель – это самая прекрасная работа в жизни!». И ещё: «Учитель – тот, кто всегда учится». Согласен, но мне кажется, ещё и характер человека должен соответствовать работе с детьми.

– Современная цифровизация школы преподносится как великое благо, но так ли это на самом деле?

– Как учитель информатики могу сказать, что в школе цифровизации очень много. «Умный телефон – глупый человек», – говорил Михаил Задорнов. Цифровые технологии избавляют людей от умственной работы, но орган, который не используется, отмирает. Не стоит так много времени уделять гаджетам: лучше научить детей книги читать, с природой общаться, творчеством и спортом заниматься. Личность ребёнка формируется в процессе взаимодействия с окружающим миром, и важно показывать детям, как он прекрасен и удивителен!

Цифровые технологии необходимы, но всему своё время. Сейчас большинство детей в той или иной форме страдает экранной зависимостью. Общение с живым, реальным миром становится ненужным, поскольку компьютерный мир уже затягивает их в свои глубины…

 

УРОКИ ФРАНЦУЗСКОГО

– Важно осознавать: каждый человек может сделать что-то доброе, полезное. Учителя так и говорят: кто, если не мы? Надеюсь, таких педагогов в школе будет всё больше. Только хорошо образованные, увлечённые люди, искренне любящие детей, должны идти в педагогику.

Когда я учился в школе, к нам в класс пришла новая учительница французского языка. Она не только каждую минуту, но и каждую секунду пыталась нас занять. Её уроки были на редкость динамичными, насыщенными. Я быстро начал получать по французскому пятёрки, и учительница предложила мне однажды поехать на лето во Францию и пожить в местной семье, чтобы усовершенствовать язык. Но родители сказали: нет, лучше к бабушке, в деревню! В 90-е такой вариант был предпочтительнее. Эта учительница преподавала у нас всего один год, но я запомнил её на всю жизнь!

– Учитель выполняет важнейшую роль – социализацию маленького человека в родной культуре – той, в которой он родился и живёт. И учитель может задать ребёнку импульс развития на всю дальнейшую жизнь…

– Всё то, что мы заложим в детях в школе, во многом будет определять их жизнь. И тут дело даже не в знаниях, а в формировании личности. Надеюсь, моё учительство со временем принесёт добрые плоды. Хотел бы своих пятиклассников до 11 класса довести, а через годы, даже десятилетия, понять, что же из этих детей получилось…

– А родители как вас восприняли?

– Встретились с родителями учеников ещё до начала учебного года. В моём городском классе больше половины детей воспитываются в полных семьях, и меня приятно удивил тот факт, что есть дети из многодетных семей. Когда узнали, что у меня самого их трое, успокоились. Родители учеников – мои ровесники, и общий язык мы нашли довольно быстро.

– Интересно, а что родители хотят получить на выходе?

– На ближайшем родительском собрании хочу обсудить с ними этот вопрос. Например, многие сельские родители своим детям советуют уезжать в город – процессы урбанизации налицо…

– Но в Ржеве лично вам комфортно жить?

– Живу в Ржеве третий месяц, со слов местных жителей знаю, что город преображается, развивается как туристический центр. Кстати, все мои друзья из Подмосковья уже побывали в Ржеве, благодаря мемориалу Советскому солдату.

– А как вам четвёртая школа?

– Прихожу к выводу: СОШ №4 – кузница управляющих кадров. Многие директора школ в своё время здесь учились…

– И не только директора школ…

– Да, Роман Крылов приходил в мой класс 1 сентября и напутствовал ребят. Тет-а-тет мы не общались, но запомнилась фраза Романа Сергеевича: «Если хочешь чего-то – делай. Не думай о том, что будет трудно. Нужно идти вперёд, к своей цели. И тогда ты обязательно её достигнешь». Губернатор Игорь Руденя также в четвёртой школе был, зашёл к моему сыну во второй класс. Спросил: «Кем ты хочешь стать?». Ребёнок ответил: «Строителем!».

– У парня ещё достаточно времени, чтобы определиться с жизненной целью.

– Научить ставить цель нужно в школе. Сейчас главное – хорошо сдать ЕГЭ. Но если детей готовить под очень узкие задачи, они не смогут представить себе полную картину мира, а образование будет сводиться к узкому набору компетенций, нужных в работе. А это – неправильно! Постараемся сделать всё возможное, чтобы этого не произошло.

– Благодарю вас за интервью.

 

Ирина КУЗНЕЦОВА
Фото Дениса Васильева.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.