Слова с корнем «род» мы слышим с пелёнок – от родителей, родственников, педагогов. У нас огромное количество слов, произведённых от этого корня – Родина, народ, родители, родня, родственники, родословная и так далее, чего абсолютно нет ни в одном европейском (и не только европейском) языке. И для нас изучать историю своего рода – значит, изучать историю родной страны. Кто бы какой идеологии ни придерживался, какие бы времена на дворе ни стояли – Родина остаётся с нами. Родина – это и наша семья, и род, уходящий корнями в древность, и страна, где мы родились и выросли, завели друзей, где нас учили уму-разуму, где мы поняли, что являемся частью народа.
ПО-РУССКИ ПРОШЛОЕ ЗВУЧИТ…
В пятом классе школьники начали изучать историю – на начальном этапе это была «История Древнего мира». Глеб вспоминает один из первых уроков: дома он основательно выучил параграф, но, когда стал отвечать, не смог справиться с волнением. Когда же учительница начала задавать наводящие вопросы, выяснилось, что парень прекрасно знает материал. С этого урока и началось увлечение Глеба историей. Его первыми педагогами по этому предмету были Наталья Николаевна Картошкина и Ирина Валерьевна Скачкова, он их помнит и искренне благодарит за то, что поддержали в нём интерес к историческим знаниям.
А в седьмом классе Глеб вместе с одноклассниками побывал на экскурсии в ПСЧ №12. Экскурсию проводил его дедушка – Владимир Ильич Булыгин. Он, в частности, рассказал о том, что после освобождения Ржева в 1943-м пожарными работали женщины, ведь мужчины были на фронте. Эта тема заинтересовала Глеба, педагог поддержала его интерес. Начались поиски информации – через интернет-ресурсы, работали с документами, в том числе с книгой приказов, подшивками газет.
Через какое-то время нашли двух женщин из того отряда – начальника караула Анну Андреевну Болтову и связиста Тамару Григорьевну Пшеничникову. В итоге тема, основанная на поиске, была разработана, с соответствующим докладом Глеб Романов выступил на краеведческой конференции, а потом с этой же работой занял второе место в номинации «Земляки» областного этапа Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ.
ЗА УСПЕХИ В УЧЕНИИ
А ещё запомнилось празднование в лагере 9 Мая. В «Артеке», единственном месте в стране, в тот год состоялась акция «Бессмертный полк» – несмотря на сильный дождь. Глеб с гордостью нёс портрет своего прапрадеда Ивана Ильича Ильина, участника Февральской революции, Гражданской и Великой Отечественной войн, который встретил победу в Берлине. Второй прапрадед Алексей Осипович Булыгин, будучи тяжело раненым на финской войне, умер вскоре после возвращения домой. Все эти поначалу отрывочные сведения разожгли в нём интерес и сподвигли Глеба заняться родословной своей семьи.
Время зря не тратил. На летних каникулах съездил в Питер – посетил Эрмитаж, Русский музей, причём Русский музей ему понравился больше. И я его вполне понимаю – он ближе нашему сердцу. Новый учебный год принёс новые заботы и новые достижения: участие в олимпиадах по географии, истории, мировой художественной культуре, праву. Не считая МХК, по всем предметам – первые места в округе. На уровне региона совсем немного не хватило до победы, но при таком охвате предметов непросто быть в числе первых.
Были и другие мероприятия, даже конкурсы чтецов. Скажем, в апреле 2025 года Глеб стал призёром регионального конкурса «Фамильное наследие», рассказав о прадеде, дедушке-полковнике, бабушке и маме – подполковнике внутренней службы. Он говорит, что равняется на своих родителей – Наталью Владимировну и Вячеслава Алексеевича Романовых.
«ИНТЕЛЛЕКТ ГОДА»
Помимо визитки, в область в электронном виде были направлены документы на награды Глеба. Получилось так, что необходимые материалы комиссия получила уже под занавес конкурса 21 октября, а уже 25 октября пришли результаты, из которых следовало, что Глеб Романов прошёл дальше, в очный этап.
И тут начались сложности. Дело в том, что нужно было подготовить самопрезентацию, но никто не знал, как это сделать. Глеб рассказал, что в гимназии вместе с учителями провели, так сказать, мозговой штурм, в котором принимали участие классный руководитель Наталия Георгиевна Мельникова, советник директора по воспитанию Дарья Андреевна Филиппова и учитель истории Ирина Викторовна Смирнова. В итоге самопрезентация была подготовлена. В очной части конкурса оценивались знания о Тверском крае, далее требовались участие в командной деловой игре и демонстрация исследовательских проектов, причём в игровой форме.
На награждение собрались все участники, на очном этапе по всем направлениям их было 49. На победу в номинации «Интеллект года» претендовали семь человек, и её объявляли последней. Соперники были все очень сильные, особенно тверские ребята. Глеб говорит, что ожидание, конечно, подогревало волнение. Он про себя решил, что вполне может оказаться в числе призёров. Но вот начали называть их имена: третье место – мимо, второе – мимо. И тут объявляют первое место и называют его фамилию. Радостный и взволнованный, он получил заслуженные кубок и грамоту!
Потом были сделаны фотографии на память, последовали поздравления от школы и семьи. Особенно этой победе были рады директор гимназии Марина Алексеевна Иванова и педагоги, которые помогали Глебу при подготовке к конкурсу. Особую благодарность он также адресует муниципальному координатору проекта «Навигаторы детства» Олесе Игоревне Жуковой, которая во всём помогала участникам конкурса, направляла их и наставляла.
В целом результаты юных ржевитян были хорошие: диплома III степени в номинации «Патриот года» удостоена Софья Жучкова (СОШ №1 им. А.С. Пушкина); диплом II степени в номинации «Творческая личность» был вручён Полине Глужневой (СОШ №5).
ПУТЁМ ПАТРИОТИЗМА
Вера ГЛАДЫШЕВА.
Фото из личного архива и проекта «Навигаторы детства».
