На первом Молодёжном фестивале «Ржевский» состоялось множество интересных встреч с творческими людьми, в том числе сохраняющими традиционные русские промыслы. С некоторыми из них нам удалось побеседовать – не только о «втором дыхании» различных ремёсел, но и о подлинном народном искусстве.


ЧЕЛОВЕК ИЗ ГЛИНЫ

На фестивальной площадке познакомились с художником-керамистом, арт-педагогом, народным мастером РФ, членом Союза художников России и Международного союза художников-педагогов Светланой Пастуховой, которая приехала в Ржев вместе с сыном Глебом.

В творческом багаже Светланы – десятки художественных выставок. Многие работы хранятся в музеях России. Главный объект её внимания – добровскую игрушку – любят и ценят не только в Липецкой области. Недаром добровская игрушка недавно была внесена в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия народов России.

…Сначала людей, толпящихся у шатра Светланы, завораживало само вращение гончарного круга, а потом ещё сырой, подсвеченный летним солнцем и такой уязвимый сосуд, выходящий из-под рук мастера. Игрушки-свистульки свистят уже в мокром виде, после того как специально заточенной деревянной палочкой проделывают в них несколько отверстий. Музыкальные напевы разные, но одинаково звучные и красивые.

– Вот это-то меня в своё время и поразило – как из куска глины выходит чудесное живое изделие, имеющее свой неповторимый голос и напев, – говорит народный мастер России.

Светлана влюблена в свою профессию, что заметно по горящим глазам и интонации, с которой она, ученица знаменитых мастеров земли липецкой Ивана Пустовалова и Ивана Гункина, рассказывала о главном деле своей жизни.

– Светлана! В чём уникальность игрушек в традиции гончарного промысла села Доброе Липецкой области?

– Основой для фигурок является гончарная форма рюмки. Это рюмка-перевёртыш. Пока не выпьешь – не поставишь. Дети использовали её, безусловно, как игрушку, но у взрослых – своёприменение. А бокал в виде Змея Горыныча придумал мой сын Глеб. Тоже гончарная форма, но бокал уже можно поставить на стол.

– И допивать его не надо – хорошая новость!

– А это – большая банка, в ней можно хранить всё, что угодно. Но посмотрите, насколько она смотрится современно. Для меня сосуд имеет особенное значение, ведь это вместилище чего-либо. Метафора распространяется, прежде всего, на тело человека, которое является вместилищем человеческого духа.

– А я решила, что это предмет искусства! Требую, чтобы такая посуда вернулась на наши кухни! Это же невероятно красиво! – доносится голос из толпы.

– В том-то и прелесть подлинного народного искусства – оно всегда современно и переживёт века, – улыбается Светлана.

– Каждый человек – это сосуд, – делится своими мыслями мастер. – Все мы сделаны из разной глины, у каждого своя форма и своя функция. Я, наверное, – крынка. В неё можно и букет цветов поставить, и кисточки положить, но правильнее будет молока налить…

Светлана уверяет: лепка из глины позволяет человеку лучше понять себя, учит взаимодействовать с миром, чувствовать своё тело.

– Берёшь кусок глины, сжимаешь – и глина отражает состояние, в котором ты сейчас находишься. Это визуальное отражение эмоций – можно увидеть, как выглядит твоя ярость или неуверенность, или любопытство. Сегодня у людей – сильный тактильный голод, поэтому они всё хотят пощупать…

– Помимо керамики, ещё одно направление вашего творчества – арт-педагогика…

– Есть такое понятие – «эстетический интеллект». Его мы с детьми и развиваем. Это креативный подход, но, с другой стороны, абсолютно созидающий. Работа с глиной – вызов самому себе. Надо быть готовым к тому, что игрушка или посуда не получится. Нужно уметь эту вещь сломать и начать всё сначала. Ведь что важнее для ребёнка – результат или процесс? То, что он освоит рисование и лепку, – уже хорошо. Но более ценно, что дети учатся общаться и понимать себя, взаимодействовать с миром, – уверена арт-педагог.

Концентрироваться и принимать решения – этому тоже учит глина. За глиной Светлана специально ездит в карьер села Лукошкино в Елецком районе.

– Я работаю с глиной, которая добыта из нашей родной земли. Гончар же работает с землёй руками, без инструментов. Сила земли – мы способны чувствовать её вибрации, лепить из родной земли. Когда взаимодействуем с ней, проявляем себя. Достаточно просто глину подержать в руках, и это уже является вхождением в своё, родное…

В добровской традиции моя главная заслуга – ученики. Последователи, которые перенимают мои знания. Я учу детей лепить. Ведь игрушка, прежде всего, для них и про них! Дети более смелые в творчестве, привносят много нового, необычного. И я вывела для себя формулу. Не нужно «умирать» ради традиции. Метафорически. Как художнику и как личности. Потому что традиция – это жизнь!

ТЕКСТИЛЬ, НАПОЛНЕННЫЙ СМЫСЛАМИ

Текстильный художник Наталья Рожкова из подмосковного города Орехово-Зуево предложила гостям фестиваля создать коллективное панно, которое посвятила архитектуре Ржева.

Наталья – профессиональный ткач. За её спиной – работа на телевидение, в рекламной отрасли, в лёгкой промышленности. Также Наталья преподаёт текстильную композицию и ткачество в детской школе искусств.

– Много лет тку гобелены по собственным рисункам, а с 2018 года погрузилась в изучение традиционного русского ткачества, для которого освоила работу на крестьянском ткацком станке. Погружение в русскую тему повлияло не только на моё творчество, но и на весь уклад жизни, мировоззрение, – говорит Наталья. – Наше фестивальное панно называется «Городские легенды». Каждый гость ткёт по чуть-чуть, затем пришиваем окошки, которые сделали на мастер-классе, и получается работа в технике «гобеленовое ткачество».

Ткать – это просто! Здесь не нужно быть перфекционистом. Кстати, в старину специально совершали ошибки, ведь считалось, что идеальная вещь – от лукавого. В своих работах специально делаю ошибку, так и оставляю.

Нити уже заправлены в челнок. Смотрите, одну нитку поднимаем, другую – опускаем. Протаскиваем челнок, протягиваем нитку и – продолжаем.

– Наталья, цвета вы подобрали в соответствии с ржевскими реалиями?

– Голубой – это Волга, а белый цвет – макеты домов, которые меня удивили в Музее истории архитектуры Ржева. Хотелось сделать что-то современное – выбрала лаконичный цвет воды и неба.

– Интересно, что вы вкладываете в понятие «современное»?

– Обычно берётся прямо противоположное от того, что было популярно некоторое время назад. Самый простой способ сделать нечто современное – сделать иначе. Например, когда-то красили здания в яркий цвет. Сейчас предпочитают монохром, убирая излишнюю яркость. Но текстиль – это всегда цвет и фактура. Если уходит цвет, остаётся переизбыток в фактуре. И это очень хорошо – мы даём глазу отдохнуть. Согласитесь: цвета белого и серого оттенка в Ржеве смотрятся изысканно и благородно!

МУЖЧИНЫ, ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Наталья Кузнецова и Алёна Тяпушкина (мастерская ToYga) представляли на фестивале Русский Север.

– В Ржев мы приехали из Вологды, популяризируем вологодскую роспись, – пояснили мастерицы. – Вологодская роспись – промысел, имеющий глубинные связи с традиционной культурой Русского Севера. В Вологодской губернии более 26 видов росписей, а на мастер-классе мы будем расписывать будущие арт-объекты – бочки – верхневажской росписью, которая отличается манерой, пластикой, светопередачей.

Северные росписи писались обычно на терракотовом либо зелёном цвете, редко – на иссиня-чёрном. Тёмный фон использовался мастером XIX века Кириллом Казанцевым. На основе его работ и сделаем композицию на бочках. Уже готов подмалёвок, на котором будут работать все желающие. Свободно-кистевая роспись, которой мы пишем на бочках, использовалась мастерами, уходящими на отхожие промыслы. Она быстрая и лёгкая. Роспись создаётся маховым письмом, когда на кисточку набирается определённый цвет – розовый, красный, синий, а на другой её конец – белый.

– Наталья, чем «зацепила» вас русская старина?

– Кажущейся простотой и непростой глубиной. Чем больше занимаешься, тем больше узнаёшь удивительного. И наивное искусство перестаёт быть наивным. Наивной становишься сама – особенно, когда вспоминаешь себя в начале пути. Но если заниматься регулярно, с любовью, через год можно выйти на профессиональный уровень, – поясняет мастер народных художественных промыслов Вологодской области Наталья Кузнецова.

– Я – инженер по образованию, и начала заниматься росписью в 45 лет, а сейчас уже сама преподаю. У людей в возрасте и детей роспись получается лучше всего – ту непосредственность, с которой писали старые мастера, современным людям сложно передать. Раньше мужчины расписывали, а женщины другими ремёслами занимались. Поэтому – мужчины, присоединяйтесь!

Наталья успешно занимается созданием и реконструкцией изделий с северными росписями. Среди них – шекснинская золочёнка, русское узорочье, кичменгско-городецкая, харовская, глубоковская, грязовецкая, гаютинская, борецкая, ракульская, пермогорская и другие виды росписи. И делится своими знаниями на мастер-классах, участвует в региональных, всероссийских и международных выставочных проектах и фестивалях.

– В Вологде очень много мастеров, которые сохраняют традиции древних ремёсел – кружевоплетение, роспись по дереву, резьба по бересте, горожане делают кукол, шьют народные костюмы, – поясняет художница. – Все ремёсла, которые бытовали на территории края, сохранены, активно популяризируются и на высоком уровне исполняются. Мастеровое сообщество в Вологде очень многочисленное, это люди, «заряженные» на традицию.

Пласт народной культуры в Вологде крепкий. Город у нас туристический, народное искусство востребовано. Например, часто можно встретить на улице человека в народном костюме. И это – не «клюква», не кич. Опытные мастера даже замечают, если элементы одного костюма собраны из разных районов области. Вологда – один из тех редких городов, где народное искусство до такой степени глубоко вошло в жизнь, что люди в народных костюмах никого не удивляют, а смотрятся естественно, органично вписываясь в городскую среду. Приезжайте к нам в Вологду и убедитесь сами!

– И вы обязательно вновь приезжайте в Ржев, тем более что фестиваль «Ржевский» обещают сделать ежегодным! Благодарю вас за интервью.

Ирина КУЗНЕЦОВА.
Фото автора и из личного архива.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.