С новогодними праздниками, дорогие читатели, в том числе жители гарнизона! С праздниками, которые пришли к нам вместе с трескучими морозами. Давненько мы не знали таких холодов – столбик термометра уверенно держался на отметке ниже минус 20 градусов. День за днём приходилось откладывать третью часть обещанной статьи, щупая батареи и прислушиваясь к журчанию воды в системе отопления. Седьмой день непрерывных испытаний для наших стареньких труб. Пока держимся. В новостях городских соцсетей тоже тихо. Несколько жалоб на почти 70-тысячный округ – немного. Не сглазить бы!

Вспомним первую часть нашей публикации. Когда рвёт старые коммуникации на суглинках? При резких перепадах температур. Пока же на ул. Челюскинцев тепло и вода из крана – кипяток. Причём отнюдь не грязная. Одним словом, всё нормально у нас – получше, чем в некоторых других районах города. Чего это стоило? Могу вспомнить.

*** Первый раз за долгое время гарнизону повезло, когда шла подготовка к открытию мемориала Советскому солдату. В противном случае так и оставался бы наш микрорайон на задворках цивилизации. 25 декабря 2019 стало известно, что глава Ржева Вадим Родивилов написал заявление о досрочном сложении полномочий. Пять лет его правления в разных ипостасях ознаменовались различными скандалами – от печальной полугодовой эпопеи с разрушенной дамбой на ул. Краностроителей до заявлений в прокуратуру по поводу бесследно исчезнувших миллионов, собранных с граждан за услуги ЖКХ.

Свою деятельность в качестве «единого» главы Родивилов начал с того, что инициировал создание МУП «ДЕЗ», основной функцией которого значилось обеспечение ржевитян ключевым ресурсом – водой. Видимо, ради того, чтобы вскоре возникли частные конторы – ООО «Водоканал Ржев» и ООО «Водоканал Сервис». При этом от водоснабжения была отстранена единственная организация, снабжающая чистой водой жителей «кранов» и Советской стороны города. С каждым днём ситуация с водоснабжением ухудшалась, а вхождение Ржева в федеральные проекты «Чистая вода» и «Чистая Волга» находилось под большим вопросом.

В это время администрация и Гордума практически самоустранились от решения многих актуальных городских вопросов. Рухнувшая дамба ввела городские власти в ступор, в коем она пребывала, пока за ремонт не взялась инициативная группа граждан. Она же была вынуждена восстанавливать пешеходный мост через Холынку и решать проблему с теплоснабжением микрорайона «Элтры». Должностные лица такую ответственность на себя взять не посмели.

При Родивилове стала критичной ситуация и с мостом через Б. Лочу на ул. Автодорожная, который уже тогда был готов рухнуть под тяжестью большегрузов. Спокойно (вполне возможно, что и не без выгоды) власти наблюдали за хаосом в сфере ЖКХ. Позорную историю захоронения ржевитян в болото и вспоминать не хочется. О плановом ремонте объектов коммунального хозяйства не приходилось и говорить. А в местах аварий порывы ржавых труб ликвидировали путём… забивания деревянных чопиков.

Центральная дорога нашего микрорайона была буквально изувечена регулярными ремонтами подобного рода. Не проходило и пары месяцев, чтобы напротив дома №25 по ул. Челюскинцев не рыли траншеи, дабы вбить очередную деревяшку в главную водную артерию наших домов. Я имею в виду трубу, через которую подавалась холодная вода в МКД. Асфальта в этом месте на дороге уже давно не было – никто его не укладывал даже временно. Капитального ремонта дороги, а заодно и трубопровода с надеждой ждали все.

*** В феврале 2020-го пришло печальное известие: посетив наш город, губернатор лично определил приоритеты дорожного ремонта, при этом проект восстановления дороги на ул. Краностроителей и Челюскинцев утверждён не был. Может, таким образом маневрировали средствами, чтобы на все объекты хватило, – не знаю. А в марте стало известно, что восстановлению дороги – быть! Городским властям всё же удалось получить дополнительное финансирование на дорожный ремонт, которое полагалось Ржеву, имеющему статус города воинской славы.

А ведь ещё совсем недавно казалось, что ничего уже нельзя изменить. Надежда появилась, когда началось строительство Ржевского мемориала, во главе города встал Роман Крылов, а в отделах администрации появились новые люди. На должность заместителя главы по строительству пришёл Игорь Козлов, а дорожный отдел возглавил Анатолий Волынский. Сколько на обоих свалилось в те дни проблем и забот, словами передать трудно.

Встречался я с ними только после 20 часов. Когда утихала суета совещаний, согласований, выездов. До которого часа сидели они потом ночами – могу только догадываться. Спасибо, что выслушивали и вникали. Договаривались. Ещё в январе 2020-го мы начали с ними говорить о необходимости ремонта дороги на ул. Челюскинцев. Без всяких экивоков и ссылок на занятость они позволили ознакомиться с проектом.

Любой проект двора или дороги – это всего лишь красивая картинка, созданная в тиши кабинетов архитекторами, проектировщиками и сметчиками. При этом проект ещё нужно «привязать» на месте! И если жители кровно заинтересованы в том, чтобы их двор или улица были восстановлены качественно, нужно видеть этот проект и вникать в каждую его деталь. А затем обсуждать и вносить изменения – объективно и аргументированно. Чтобы потом не критиковать – мол, кто-то что-то сделал не так.

*** Но кто бы стал меня слушать в предыдущей администрации? Те, кто полгода мусолил вопрос с ремонтом дамбы или путал номера домов, ляпая типовые картинки вместо полноценных проектов? С новыми руководителями могла возникнуть другая проблема. Люди совсем не знали проблем гарнизона. Ведь тогда перед ними стояло огромное количество задач по подготовке Ржева к открытию мемориала. Шутка ли – визит в райцентр первых лиц государств? До нашей ли в этом случае дороги или трубы?

Но нам, повторюсь, сказочно повезло. Выслушали. Не отмахнулись. Пригласили представителя проектной организации. Вместе проехали по маршруту планируемого ремонта. На месте определили то, что нужно сделать в первую очередь, а на чём – сэкономить. Скажем, в проекте значились бордюры, а нам нужны были придорожные канавы. Иначе жителей гарнизона ожидал бы «водяной бобслей», а не полноценная дорога. Тратить деньги на парадную клумбу с круговым движением у знака «Ржевбашкран» показалось дороговато. Решили оставить один въезд, а на сэкономленные средства добавить ещё одну парковку у магазинов. Как эти изменения обосновывали в докладах Крылову – не знаю. Его я в то время видел всего один раз.

Игорь Козлов сообщил, что встреча состоится в семь утра прямо на месте. Главе с моих слов доложили о злосчастных трубах. Два копаных-перекопанных участка напротив 25-го дома он мог увидеть своими глазами. Та самая, главная магистраль холодного водоснабжения на весь гарнизон и окрестности, и вторая – по соседству. Теплотрасса на 30-й дом находилась в таком же убогом состоянии. Положи на них асфальт – через месяц снова его вскрывать? А тронь новую дорогу – прости-прощай гарантийный срок на её ремонт. И мы вновь будем ездить по глине, грязь по округе развозить.

По закону трубы перед ремонтом дороги меняют поставщики ресурсов. Тепловики не сопротивлялись. С Водоканалом было сложнее. И новый руководитель ДЕЗа понимал, что делать надо. Только на какие деньги? Тогда мне вспомнились слова одного деятеля частной конторы, прилепившейся к Водоканалу указом Родивилова. Когда главой города стал Крылов, этот гражданин сказал мне (цитирую буквально): «Рано радуетесь! Крылову достанутся руины!». Загнав город в многомиллионные долги, им было наплевать и на жителей, и на сам город. Как мы будем жить с такими трубами, дворами, дорогами. Им было важно, чтобы к визиту президента России новый глава с поставленными задачами не справился.

*** Почти пять лет прошло с того времени, но об этом надо помнить. Особенно когда возникнет желание на что-то пожаловаться в интернете. Существует проблема, есть нарушение прав граждан – идите напрямую в администрацию. Пишите заявление. Если надо – обращайтесь в прокуратуру или суд. Но писать глупости в интернете – только город позорить и самих себя.

Сотни решений принималось в те дни в авральном режиме. Гарнизон снова выручил 514-й АРЗ. Основную магистраль холодного водоснабжения меняли, используя технику авиаремонтников. А дорогу и тротуар с высоким профилем вдоль домов, а также отводные канавы вдоль дороги – всё обеспечили Роман Крылов, Игорь Козлов, Анатолий Волынский и сменивший его Евгений Цветков.

Много раз слышал, как восторгались прихожане местного храма тем, что дорога к нему стала чистой, сухой и комфортной.

– Вот и напишите благодарность в газету, – попросил однажды я. – Чтобы было видно: не зря стараются и глава, и его коллеги. А ещё – ремонтные бригады…

Нет. Всё только на словах, между собой. Хочется прекратить это разделение на «мы» и «они»! Мы – граждане, которые сидят по домам и ждут, когда кто-то за них решит существующие проблемы. Они – люди, которые часто без лимита рабочего времени принимают решения. Ночами делают проекты и защищают их. Да, бывает, что и ошибаются. Но исправляют. И – действуют. Это жизнь. И слава Богу, что проходит она у нас с теплом, газом и светом в домах.

Андрей Онищук.
Фото из архива «РП».

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.