№30 24 июля 2014
Мы беседуем с Вадимом Вячеславовичем Родивиловым, заместителем генерального директора ОАО «Ржевский краностроительный завод», – о сегодняшнем дне предприятия. И завтрашнем – города.
1. ТРИ КИТА ДЛЯ ОПТИМИЗМА
– Вадим Вячеславович! У Ржевского краностроительного завода славное прошлое, хочется надеяться, что не менее славное будущее. А вот настоящее – внушает ли оно оптимизм?
– Судите сами: в феврале 2015 года мы отметим 140-летие завода. Статус машиностроительного предприятия он приобрёл в послевоенное время: с 50-х годов завод выпускал башенные краны. Расцвет пришёлся на годы перестройки, когда в стране была принята программа «Жильё-2000». Это действительно был «Ржевский прорыв» – с точки зрения и технологии, и строительства. В кратчайшие сроки было построено предприятие с объёмами 1200 башенных кранов в год. На запланированные мощности завод вышел в начале 90-х. Потом был обвал, приватизация. И существование на грани выживания – вплоть до 1998 года. Финансовый кризис 98-го нам помог. Тогда произошёл большой скачок доллара, строители стали отказываться от европейской продукции и обратили внимание на отечественного производителя. Производство пошло на взлёт, и до 2008 года мы планомерно наращивали объёмы. Если в 2001 году произвели 20 кранов, то уже в 2008-м – порядка 170. Потом снова спад и работа по нарастающей: в 2011 году – 7 кранов, в 2012-м – 25, а в 2013-м – уже 60. Сегодня планы у нас амбициозные, но вполне реальные. Стоит задача по наращиванию объёмов производства до 100-120 единиц продукции. Рынок сбыта достаточно живой, рабочий. За кризисное время из шести таких предприятий в стране осталось лишь три, и мы занимаем второе место по производству. Сейчас идёт планомерная работа по оздоровлению имиджа предприятия. И это у нас достаточно хорошо получается!
– Вы говорите об оздоровлении имиджа предприятия. Хотелось бы услышать подробности – как это происходит?
– Под имиджем предприятия я понимаю устойчивое представление клиентов, партнёров и общественности о престиже предприятия, качестве его товаров и услуг, репутации руководителей. Некогда позитивный имидж нашего завода как основного отечественного производителя и поставщика башенных кранов был подпорчен финансовым кризисом 2008-2010 годов. Некоторые конкуренты даже списали нас со счетов. Но с 2012 года, когда началось финансовое и экономическое оздоровление предприятия, одной из первоочередных задач для нас стало именно оздоровление имиджа. И с этой задачей мы справились. Основой позитивного имиджа является доверие к компании, которое сегодня мы вновь завоевали – со стороны потребителей продукции, поставщиков, потенциальных работников.
– Считается, что в основе современного краностроения лежат три кита – эффективность, надёжность и эргономика. Воплотить эти требования в жизнь вам помогли богатейший опыт и профессионализм ржевских краностроителей?
– Сейчас на предприятии работают около 500 человек. Мы надеемся, что вновь станем лидерами российского краностроения, что ржевская техника будет востребована не только в регионах РФ, но и на стройках ближнего и дальнего зарубежья. С ростом производства растёт и средняя зарплата по заводу. Сегодня она составляет порядка 18 тысяч рублей, в рабочей среде – 25-26 тысяч, сдельщики зарабатывают до 50 тысяч. В настоящее врем мы производим большой спектр продукции – краны для всех видов строительства, не только панельного, но и монолитного домостроения. Кстати, высотное строительство в Москве осуществлялось, в том числе, и за счёт нашей продукции. Ржевские краны работали на ключевых стройках столицы, с использованием нашей техники возводились первое высотное здание бизнес-центра «Москва-Сити», жилые комплексы «Воробьёвы горы», «Алые паруса», «Триумф-палас», здание штаб-квартиры «Газпрома». В Екатеринбурге с помощью крана КБ-473 было построено первое высотное здание в городе. И таких примеров немало.
2. ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ КАК ШАНС
– Да, Вадим Вячеславович, стоит ли говорить, что башенные краны не только символ, но и движущая сила строительства. Без них любой объект выглядит безжизненным, а для профессионального строителя, думаю, нет более удручающей картины, чем вид беспомощно замершей стройки!
– Строительство – это всегда хороший шанс «вытащить» страну из экономического кризиса. По статистике, одно новое рабочее место в строительстве создаёт пять дополнительных рабочих мест. Сегодня жилищному строительству руководство страны уделяет особое внимание. К сожалению, Тверская область пока находится в стороне от этого направления, но надеюсь, у нас всё еще впереди.
– Вы думаете, в нашем городе в перспективе возможно какое-то продвижение? Нельзя ли здесь предпринять меры, направленные на оживление внутренних стимулов экономического развития?
– Будут ли в Ржеве создаваться новые рабочие места, сможем ли мы здесь удержать молодежь? Всё упирается в это. Так что глобальная задача для нашего завода – увеличение объёмов и выход на первое место в стране по производству башенных кранов. Мы должны производить 200-250 единиц. Но своими силами нам не справиться, требуется модернизация производства. Сейчас идёт активный поиск инвесторов. Мы ищем различные пути, чтобы привлечь деньги, освоить большую линейку продукции и выйти на первое место в производстве. Тогда мы сможем создать дополнительные рабочие места, привлечь молодые кадры. Что касается рабочих специальностей, у нас есть лицензия на обучение, мы сами можем обучать специалистов.
– Недавно на России-24, в программе «Машиностроение», рассказывали об Ивановском заводе, выпускающем краны. Они, правда, мобильные, в отличие от ваших, стационарных. Но суть не в этом. Завод создал продукт нового поколения. Имеются ли у Ржевского краностроительного завода наработки, о которых можно было бы говорить, что это технологический прорыв?
– Машиностроительный концерн «Ивановская марка», о котором идёт речь, является ведущим производителем дорожно-строительной техники и, конечно, в первую очередь он известен продукцией ОАО «Автокран» – автомобильными кранами. На прошедшей в июне 2014 года в Москве ежегодной Международной выставке строительной техники «СТТ-2014» «Ивановская марка» презентовала новую линейку автомобильных кранов. Как непосредственный участник этой выставки (ОАО «Ржевский краностроительный завод» ежегодно в ней участвует) должен отметить, что ни о каком новом поколении кранов речь не идёт. В краностроении – как башенном, так и автомобильном – уже давно всё придумано, и производители – отечественные и иностранные – идут путём усовершенствования и модернизации существующих моделей. Этой же дорогой идём и мы. В мае 2014 года нашим предприятием была выпущена и успешно прошла сертификационные испытания новая модель башенного крана с верхним поворотом грузоподъемностью 8 тонн. В отличие от своего предшественника он обладает более эффективными высотными и грузовыми характеристиками, улучшенной схемой управления частотными приводами, съёмной монтажной обоймой, позволяющей использовать её на нескольких кранах одновременно. Комплектуется новая модель редукторами, механизмами и электрикой импортного производства (Италия, Словакия, Германия, Франция). – Рабочие специальности сегодня не в почёте у молодых? – Это проблема не только России. Престижа рабочих специальностей нет и в Европе. Но, думаю, повысить сегодня престиж рабочих специальностей – это основная задача, если, конечно, мы говорим о промышленной революции в нашей стране. Думаю, революцию мы вряд ли получим, но планомерное развитие и повышение уровня производительности труда реально может произойти. Вспомним, в 80-е годы прошлого века мы находились на одном уровне с Европой. Развитие технологий было достаточно высокое, разрабатывались государственные программы, причем с серьёзным акцентом на машиностроение. И если бы всё «срослось», что было запланировано в самом начале 90-х годов…
– Но сейчас основная задача – развивать производство с привлечением инвестиций, ведь бюджет Ржева всегда зависел от работы промышленных предприятий. В какой-то мере городская власть может помочь?
– Помочь может, хотя серьезных рычагов влияния у неё нет. Но можно создать благоприятный инвестиционный климат, более дифференцированно подходить к взиманию налогов и обязательных платежей в бюджет. – Говоря о промышленной политике администрации города, вы считаете, что её возможности лежат в плоскости инвестклимата и налогов. Но вот в Ржевском районе ведут очень активную политику по привлечению инвестиций и развитию, в том числе, промышленного производства. Может быть, стоит присмотреться к их опыту? – Несомненно, благополучие и дальнейшие перспективы Ржева связаны с развитием промышленного производства – как уже существующего, так и нового. И работа администрации города в связке с руководителями и собственниками предприятий – это приоритетное направление. Но именно работа в связке. Бизнес и власть должны идти в одном направлении, но при этом каждый выполнять свои функции. Основная задача администрации – это создание условий хозяйствования в городе, при которых бизнесу было бы интересно закрепляться и развиваться именно здесь. А бить себя в грудь, что я привлекаю инвесторов, при этом делать всё, а точнее, не делать ничего, чтобы инвестору было интересно – это пустое занятие. Бизнес (особенно бизнес со стороны) будет развиваться и вкладывать деньги в развитие только тогда, когда ему станет это интересно. А вот налоговые льготы, отсрочки, преференции и т.д. – это компетенция местного самоуправления и местной власти.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.