В ЛУННОМ СИЯНЬЕ
– Я самостоятельно училась мозаичному искусству (интуиция помогла), и постепенно стало получаться! Идея, как правило, исходит от материала. Так, Валентина Ивановна Трифонова, ветеран Пушкинской школы, подарила две вазы изумительного изумрудного оттенка. Из них получился дракон с крыльями бабочки. С цветом всегда проблема: белого – много, а цветной посуды – мало. Её нам друзья стали привозить даже из других городов. Но стена – это тяжело. Площадь большая, поэтому весь год выкладывала мозаику на стене, а следующий занималась фигурками.
У нас семейное творчество: дочь рисует эскиз, наносит композицию на стену мелом. Валерий, мой муж, готовит поверхность: набивает сетку, штукатурит стену. Уже по штукатурке специальным плиточным клеем я приклеиваю мозаику.
Хочется, чтобы вокруг всё было красиво, а яркие краски вдохновляют. Особенно зимой, когда кругом лежит снег, а от луны и фонарей падают блики, мозаика удивительно смотрится. Напоминает знаменитый дом Бальо в Барселоне, который как бы одет в керамическую чешую, меняющую цвет в зависимости от освещения. Для меня это стало открытием: думала, красиво может быть только летом.
\
В СТИЛЕ ТРЕНКАДИС
– Светлана Викторовна, рассказываете детям о мозаике на уроках мировой художественной культуры?
– Когда дети занимаются проектной деятельностью, предлагаю им сделать мозаичные картины. Рассказываю им о мозаиках Помпеи и храмов Равенны, Софийских соборов Византии и Киева. Сама в мозаику влюбилась, когда впервые увидела работы Гауди. Его шедевры будят фантазию, побуждают к творчеству, заставляют по-новому посмотреть вокруг.
Строения и струящаяся на несколько сотен метров скамейка в парке Гуэля в Барселоне украшены керамической мозаикой в стиле тренкадис – кусочки фарфора неправильной формы, цветного стекла, битой керамики складываются в причудливые картинки. Такая мозаика стала фирменным, узнаваемым стилем Гауди: он меня поразил своей красотой и масштабом… Глядя на эти работы, понимаешь, как убого многое из того, что мы обычно видим вокруг себя на улицах, в наших домах и квартирах, каким великолепным, необычным, красочным мог бы быть наш мир!
На Руси направление мозаичного искусства возродил Михайло Ломоносов, создавший монументальную мозаику «Полтавская баталия». Мозаичные работы Ломоносова были высоко оценены российской Академией художеств, даже избравшей его своим членом! Но в русских храмах закрепились фрески и иконы, мозаики почти нет (за редким исключением). Самый знаменитый мозаичный храм в России – Спаса-на-Крови на канале Грибоедова в Петербурге. Изнутри он почти полностью покрыт мозаикой, площадь которой составляет 7065 квадратных метров, что не имеет аналогов в мире. Над мозаичными иконами трудились такие знаменитые художники, как Михаил Нестеров, Виктор Васнецов, Николай Бруни. Так что меня с ними ни в коем случае сравнивать нельзя. Я, скорее, ремесленник. Но захожу во двор своего дома – и душа радуется!
– Не приглашаете желающих на мастер-классы?
– Работать в мозаичной технике несложно, каждый может научиться. Всё, что для этого нужно, – любовь к прекрасному, много усердия и битой посуды! Если будут желающие – почему бы не поделиться опытом.
\
РЖЕВ – ГОРОД МОЗАИКИ?
– Светлана Викторовна, знакомые, наверное, считают вас «ржевским Гауди», в работах которого часто встречается облицовка мозаикой. Не мечтаете украсить мозаикой общественные пространства Ржева? Может быть, и в нашем городе появится аналог знаменитого парка Гуэль?
– Да, для паркового искусства мозаика – один из самых подходящих вариантов оформления. Она долговечна, с её помощью можно создавать что-то монументальное. Очень хочется, чтобы в Ржеве появились волшебные места, которые украсили бы наш город, привлекли туристов.
В своё время Игорь Ефимович Либензон мне говорил, что для школы хорошо бы сделать мозаичные панно. Но тогда я только начинала. К сожалению, в масштабах города работать пока не готова. Конечно, можно выложить из мозаики символику города: герб, например. Было бы красиво!
– Гораздо лучше, чем стандартное: «Я люблю Ржев!».
– Да, но для герба нужен хороший материал, а смальта очень дорогая. Дома пользуюсь тем, что выбросить не жалко. Получается оригинально и эксклюзивно: только у нас такое можно увидеть и больше – нигде! Очень люблю возвращаться домой, где живёт частичка моей души. Кстати, и Гауди был большим патриотом Барселоны. Если бы наши люди у себя дома что-то подобное делали – было бы здорово! Мы бы «цеплялись» за то место, где живём, поскольку вложили в него много сил, труда, души. А когда ничего не держит – раз, и уехал человек.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.