Жизнь  не  стоит на  месте: её плавное течение сменяется бешеным ритмом, когда нам приходится констатировать новые факты и события отнюдь не позитивного свойства, и на уровне СМИ этот процесс особенно ощутим. Однако сегодня мы вынуждены оглянуться назад и в очередной раз коснуться темы возникшего на ритуальном рынке города противостояния – между десятилетиями работающими в этой сфере предпринимателями и вновь созданной структурой – МУП «Ритуал». Тем более что конфликт этот хотя и вышел из зоны открытого противоборства, но отнюдь не перестал быть актуальным: тлеющие на пепелище выявленных проблем угли со временем вновь обещают разгореться в пламя.

В последнем номере августа «РП» опубликовала материал, в котором была представлена позиция одной из сторон – прежде всего, администрации Ржева; сегодня мы предоставляем слово группе ИП, обратившихся в газету с просьбой озвучить собственную позицию на сей счёт. Итак, на минувшей неделе мы побеседовали с индивидуальными предпринимателями Сергеем Барановым, Дмитрием Доморацким, Дмитрием Жуковым и представляющим их интересы Сергеем Бабенко. Предоставлять слово каждому в отдельности мы не станем, поскольку речь идёт о коллективной позиции.


– Для начала я вот о чём спросить хочу: как вы считаете, на сегодняшний день возможен мирный путь разрешения конфликта?

– Безусловно. Но для этого, на наш взгляд, необходимо выполнить два условия – отменить заключённый администрацией города с МУП «Ритуал» договор на выполнение работ по содержанию и эксплуатации муниципальных кладбищ и повторно провести конкурс на определение специализированной организации – в полном соответствии с законодательством.

– Вы полагаете, закон был нарушен?

– Сам по себе факт объявления конкурса, конечно, не указывает на нарушение антимонопольного законодательства. Но ИП, не ставшие его участниками и победителями, в этом случае не должны лишаться возможности полноценно работать на рынке услуг по захоронению на муниципальных кладбищах, как это происходит сейчас.

– Быть может, для решения возникших проблем достаточно вести прямой диалог с властью?

– На диалог с работающими сегодня на ритуальном рынке ИП попросту никто не идёт, хотя мы и обращались к В. Родивилову с просьбой провести такую встречу. В своё время мы активно контактировали с Л. Тишкевичем, И. Корольковым, А. Ейстом – нас собирали, очерчивали круг проблем, нередко просили о помощи – в частности, по вывозу мусора, благоустройству кладбищ. В принципе мы никогда в этих просьбах не отказывали. Сейчас всё иначе – на нашем пути лишь ставят всевозможные препоны.

– Ну, хорошо, давайте обо всём – по порядку. Когда, на ваш взгляд, возникли предпосылки для подобного противостояния?

– Год назад, в октябре 2017 года, когда Щупинское кладбище исчерпало свои возможности, а для захоронений было открыто Новое, нам запретили копать могилы. Этот запрет на тот момент был озвучен представителями МКП «БиЛД», на которое и была возложена обязанность по содержанию таких объектов, в частности – старшим мастером предприятия благоустройства Сергеем Кудряшовым (ныне он возглавляет МУП «Ритуал»).

Есть информация, что людей, которые и без того переживали утрату близких, попросту запугивали – мол, если они воспользуются услугами «сторонних» ИП, а не муниципального предприятия, то могут «нарваться» на эксгумацию. То же самое касалось, например, установки памятников: дело доходило до того, что нашим работникам препятствовали в выполнении клиентских заказов – под угрозой последующего демонтажа. Да и смотритель кладбищ – скажем, на том же Щупинском и Смоленском – сначала интересовался у граждан, заключили ли они договор с МУП «Ритуал», и только затем решал организационные вопросы. Ну, не хотят наши «муниципалы» показать себя в честной конкурентной борьбе!

А это, как вы понимаете, уже прямое нарушение закона «О защите конкуренции». В УФАС по Тверской области, куда мы обратились с жалобой, официально разъяснили: судебная практика категорически запрещает кому бы то ни было использовать административные инструменты для негативного вмешательства в конкурентную среду. А именно это сейчас в Ржеве и происходит. Проще говоря, глава города не может своим решением изменить положения федерального законодательства. В данном случае – о защите конкуренции.

Да и закон о погребении и похоронном деле никто не отменял: родственники умершего самостоятельно вправе принимать решение, к услугам какой организации обратиться, – да хоть самостоятельно выкопать могилу, сварить ограду или изготовить памятник! В данном случае именно люди определяют наиболее выгодный для себя вариант – в соответствии с параметрами «цена-качество». В отношении же нас не только выдвинули ряд запретов – в частности, запретив копать могилы, но и потребовали все прочие услуги согласовывать с МУП «Ритуал».

При этом никто из принимавших это решение товарищей вам толком и не объяснит, в каком федеральном законе для организации, даже получившей статус «администрации» кладбищ, прописаны такие преференции? Не объяснит, потому что прекрасно понимает: речь идёт о прямом нарушении закона.

– Как вы думаете, каковы же перспективы у этого противостояния, которое, как ни крути, отнюдь не способствует наведению порядка в похоронной сфере города?

– Сходить с пути по защите своих прав мы не собираемся. Администрация города на своём сайте в конце августа разместила Извещение об итогах проведения конкурса на право заключения договора в рамках выполнения работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ. И там чёрным по белому написано: признать конкурс по лотам №№ 1 и 2 не состоявшимся. Тем не менее, договор был заключён с единственным допущенным к участию в нём предприятием – МУП «Ритуал». А это значит, что конкурсные процедуры нужно будет проводить заново, и мы планируем вновь заявить о своей готовности участвовать в этом процессе. Тем более что возможности у нас – весьма широкие: офисы по всему городу, собственный завод по производству камня, огромный опыт работы и гибкая ценовая политика.

Ко всему прочему, наше обращение в УФАС Тверской области с просьбой провести проверку на предмет нарушений законности во время проведения конкурса, всё-таки было принято к рассмотрению (противная сторона утверждает обратное). Срок его рассмотрения всего лишь был продлён – до 1 ноября 2018 года. Антимонопольному ведомству потребовалось тщательнее изучить вопрос, поэтому оно затребовало дополнительные материалы.

– Ну, что же, посмотрим, каким станет окончательный вердикт УФАС. А теперь – о другом спросить хочу: директор МУП «Ритуал» утверждает, что вы позволяли себе не только выделять нестандартные по размерам участки под захоронения, но и попросту продавали землю на кладбищах, так сказать, «на перспективу».

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.