Традиционный фестиваль искусств «Ржевская осень-2018», который проходил на всех публичных площадках города, завершился мощным театральным аккордом – премьерой «Дом, где всё кувырком» в постановке Елизаветы Паршиковой, режиссёра Народного театра Городского Дома культуры. Нам удалось не только побывать на премьере, но и побеседовать с Елизаветой Константиновной.
ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ
Увиденный нами спектакль наглядно демонстрирует: тот театральный дух Ржева, который был некогда заложен основателем городского профессионального театра – меценатом Павлом Немировым, жив до сих пор. Это доказывают и наши театральные коллективы, флагманом которых является Народный коллектив ГДК. Ржевитянам подарили замечательный театральный праздник, и сегодняшней премьерой был поставлен огромный восклицательный знак в окончании фестиваля искусств «Ржевская осень», – сказал со сцены ГДК глава Ржева Вадим Родивилов.
Вадим Вячеславович как истинный театрал преподнёс режиссёру – Елизавете Паршиковой – корзину цветов и поблагодарил актёров за труды. Новый подарок ГДК был адресован, прежде всего, своим преданным поклонникам – ржевским театралам. И они его оценили. Премьерный показ прошёл с аншлагом, а во время спектакля каждая мизансцена сопровождалась аплодисментами.
\
ИСПАНСКИЕ СТРАСТИ В РЖЕВЕ
Новая постановка Народного театра ГДК получилась яркой, чему весьма способствовал и сам сюжет пьесы испанского драматурга Альваро Портеса. Семью любящих супругов Сотильо потрясают нешуточные скандалы. Цветы и подарки, предназначенные служанке, доводят хозяина дома до бешенства, а его супруге Лео после восьми лет семейной жизни позволяют вновь убедиться в любви мужа. И всё могло бы закончиться примирением супругов, если бы не любопытная соседка, сеньора Мария.
Мария – писательница детективов, тайно собирающая материал для своего очередного шедевра. С её подачи Хорхе принимается следить за второй половиной, путает жениха служанки с любовником жены, потом принимает её отца за своего тестя. В ходе спектакля герои оказались настолько запутаны друг другом, что пришлось прибегнуть к помощи полиции. Одно крошечное недоразумение превратилось в грандиозное событие, требующее тщательного расследования и разоблачения преступников, которых, как оказалось, не существовало вовсе…
Свою лепту в общий хаос вносят все без исключения герои пьесы: хозяин дома, ревнивец синьор Хорхе (Андрей Соколов), Лео, его жена (Наталья Фёдорова), дерзкая и острая на язык служанка Пура (Анжелика Миняева), её незадачливый жених Хасинто (Александр Малоцветов) и отец Торибио (Юрий Артемьев), полицейский инспектор Перес (Александр Артемьев) и Хусто, отец Лео (Игорь Баукин). Но особая роль в этом деле отводится, конечно же, сеньоре Марии (Мария Куценко), которая старательно подталкивает сюжет в выгодном для себя направлении.
Все персонажи в исполнении ржевских актёров получились фактурными. Дон Хорхе – сноб и подкаблучник. Лео – благородная дама, не лишённая нежных чувств к мужу. Провинциалка Пура стремится к своей главной цели – найти в Мадриде жениха. Хасинто, её ухажер, – трусливый бакалейщик, то и дело хватающийся за сердце. Торибио, отец Пуры – колоритнейший тип из испанской глубинки, как и Хусто, отец Лео. Сеньора Мария – эксцентричная любительница сплетен и интриг. Полицейский инспектор – подчёркнуто строг, сух и точен. Особую остроту сценическому действу придало музыкальное оформление – танцевальные номера разбавили комедию изрядной долей лирики. Кроме того, испанские танцы в исполнении танцевального дуэта Натальи Розовой и Александра Паршикова были красивы сами по себе.
\
КОМЕДИЯ ПОЛОЖЕНИЙ
Постановка вызвала у ржевитян самые положительные эмоции. Актёры с лихвой оправдали жанр спектакля – комедию положений, в которой внешние обстоятельства являются силами, двигающими сюжет. Есть такая концепция: чтобы создать работающую комедию, сначала следует по-крупному соврать. Так, большая ложь соседки Марии и заставляет двигаться всю историю. Комичные ситуации «В доме, где всё кувырком» сменяли друг друга с калейдоскопической быстротой, а актёрский состав явил поистине профессиональную работу. Игра получилась открытой и убедительной, в результате перед зрителями предстало увлекательное, динамичное и яркое зрелище.
Посмотреть лихо закрученный сюжет Елизавета Паршикова предложила ржевитянам в его классической версии – в своей постановке режиссёр не стала отходить от оригинала, разбавив ткань спектакля современной музыкой гитариста-виртуоза Дидюли.
Комедия положений сама по себе является залогом успеха у публики, ведь людям подчас хочется просто расслабиться и отдохнуть. А для этого нужны талантливые актёры, способные реализовать свой комедийный дар. Как всегда, незабываемый образ создал Юрий Артемьев – его эксцентричный герой Торибио, отец Пуры, приезжающий навестить дочку из деревни, думаю, запомнился всем. (Хасинто: «Смотрите, ваша дочурка сначала крутила с булочником, потом – с рыбником, затем – с зеленщиком… С каждым – по недельке!». – Торибио: «Такое ощущение, что ей дома есть не давали…»). Что и говорить, далеко не случайно Юрия Артемьева несколько раз приглашали работать в профессиональный театр.
\
СВОБОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Перед началом спектакля мы побеседовали с Елизаветой Паршиковой – режиссёром ярким, сильным, имеющим на всё свою точку зрения.
– Елизавета Константиновна! Спектакль «Дом, где всё кувырком» идёт во многих театрах страны. Как вы думаете, с чем это связано? Казалось бы, обычная комедия положений, но что в ней такого особенного, привлекающего и публику, и режиссёров?
– Лично для меня спектакль начался с гитарной музыки Дидюли. Когда её услышала, подумала: почему бы и нам не обратиться к испанской драматургии? Вместе с супругом, хореографом Александром Паршиковым сначала обсудили идею, а уже затем стали искать подходящую пьесу. Остановились на Альваро Портесе, его комедии в двух действиях «Дом, где всё кувырком». Подумалось: сегодня у людей и так жизнь тяжёлая, пусть настроение будет хорошим хотя бы на спектакле!
Мы с супругом не столь давно посетили Испанию и нас буквально поразила архитектура Гауди (в частности, облицовка поверхностей кусочками керамики или стекла неправильной формы). Эта технология использовалась в оформлении скамей в парке Гуэля и многих других работах архитектора. В этом же мозаичном стиле нашему декоратору Е. Иванову удалось оформить сцену. Такие нюансы очень важны, ведь они задают определённую атмосферу для всего спектакля. В итоге создаётся ощущение единства: режиссёрский рисунок плюс музыка и сценическое оформление.
– Елизавета Константиновна, как говорится, в каждой шутке есть доля шутки, а всё остальное – истина. Ваш спектакль затрагивает и серьёзные проблемы?
– Да, речь идёт не только о ревности или семейных отношениях. Весь сыр-бор на сцене разыгрывается из-за одного неосторожного слова любопытного человека. Соседка Мария – взбалмошная дама, но в трактовке её образа мы учли то обстоятельство, что она всё-таки хороший человек, пишущий хорошие романы. Есть такое понятие – свободное творчество. Актёры могут добавить своё видение, но из режиссёрской задачи они выбиваться не должны. Мне нравится, что наши спектакли можно смотреть хоть каждый день, поскольку ни один из них не похож на другой. Все актёры имеют большой жизненный опыт, они что-то добавляют от себя, всякий раз изменяются. Причем, всё идет оттуда – изнутри, из глубины.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.