Как поставить современные информационные технологии на службу демографии? Как заинтересовать молодёжь Верхневолжья оставаться и делать карьеру в родных краях? Как обеспечить молодым людям из тверской глубинки доступ к образовательным платформам мирового уровня? Вот лишь некоторые из вопросов, которые обсудил 23 июля с педагогами Ржева директор Центра стратегического инновационного развития высшей школы Тверского госуниверситета Андрей Белоцерковский.
Как известно, начиная с 16 марта 2020 года все высшие, средние профессиональные и общеобразовательные учебные заведения России были переведены на дистанционное обучение. Этот шаг породил ряд проблем, но вместе с тем и открыл широкое окно возможностей для образовательной системы страны в целом и для отдельных регионов в частности. Так, проработавший долгое время ректором ТГУ, а затем зампредом правительства Тверской области Андрей Белоцерковский убеждён, что востребованные ныне ИТ-технологии помогут вовлечь в образование высокого уровня и молодёжь из муниципалитетов Верхневолжья. Например, из Ржева.
– Ржев – большой и во многом уникальный даже в масштабах страны город, – считает Андрей Белоцерковский. – Здесь есть развитая промышленность, однако она способна существовать, только если предприятия будут обеспечены высококвалифицированными работниками.
По задумке опытного педагога и учёного, классами и студенческими аудиториями для работников предприятий могли бы стать, фигурально выражаясь, заводские цеха. Речь идёт о дистанционном обучении без отрыва от производства, причём участие в формировании учебных курсов и программ могли бы принимать сами предприятия Ржева – такие, как ПАО «Электромеханика». Уже доказано, что дистанционное обучение более эффективно, когда аудиторию формируют взрослые люди, школьникам же необходимо взаимодействовать с учителем «глаза в глаза».
– Вообще, учитель – главный человек в стране. Пускай не по зарплате, но по своей работе, – признался профессор Белоцерковский своим коллегам из ржевских школ.
По мысли Андрея Белоцерковского, Тверской области необходимы физико-математические классы высокого уровня. И если в областном центре интерес ребят к точным наукам с успехом подогревают такие начинания, как детский технопарк «Кванториум» и «ИТ-куб», то для райцентров они пока доступны только в мобильном виде.
Ещё одно основательно подзабытое «новшество» могло бы быть внедрено в Верхневолжье. Речь о системе распределения после получения специальности. Если человек отучился за свой счёт, к нему вопросов нет, но если за учёбу платит областной бюджет, то справедливо было бы, если молодой специалист отработает года три в том месте и на том предприятии, куда его направят. В этом нет никакого насилия над личностью – только приобретение первого реального опыта.
Такой город, как Ржев, может стать центром дистанционного корпоративного обучения для всего северо-запада Тверской области, считает Андрей Белоцерковский. А Тверской государственный университет стал бы координатором этого процесса и гарантом качества получаемого здесь дополнительного либо высшего образования.
– Чтобы здешние выпускники уезжали не дальше Твери, надо стремиться сделать ржевский учебный центр одним из лучших в России, – в такой форме обрисовал задачу-максимум профессор Белоцерковский.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.