Снег у нас с каждым годом выпадает всё более внезапно. Хотя, как внезапно – на дворе зима, и снегопад в это время года – естественное природное явление. Но – нет: под Новый год шли дожди, небольшое похолодание неизменно сменялось оттепелью, и вот, в январе – нате. Словно назло: хотели снега, жаловались, что зима слякотная – пожалуйста, разгребайте!
ДЕЛО ЧАСТНОЕ И ОБЩЕЕ Разгребать свежий чистый снежок вокруг дома – одно удовольствие. Жаль только, лопаты нынче пошли странные: дизайн хороший и цвета приятного, а качество отсутствует. То черенок отвалится, то треснет, то полотно придёт в негодность. Не держат лопаты ни напора стихии, ни вспышек энтузиазма. Но, тем не менее, – вышел и раскладываешь снежок по сторонам. Это если живёшь в своем собственном доме. Другое дело – МКД. Там сразу множество проблем возникает. Во-первых, зачем вообще чистить, ведь это работа дворников? Мы же не дворники, понятное дело, мы белые люди. Во-вторых: как чистить, если на то пошло? Весь ли снег убирать или только тот, по которому ходишь? Потому что по «другому» снегу ездят владельцы авто (коих при любом МКД немало), и он вроде как им не сильно мешает. Убирать там, где собственная нога не ступает, немного странно. И опять же – грести ли снег к дому, окапывая фундамент, или от дома? Вопросов масса. И самый главный: если не дворник, то почему я? Есть же другие жильцы. В общем, работа, в конечном итоге, часто отсутствует вовсе, застревает в паутине «несправедливости» и круговых попыток эксплуатации человека человеком. Но прибраться вокруг своей пятиэтажки, чтобы можно было относительно свободно передвигаться, – это всё-таки не слишком сложно. Другое дело – навести порядок в заметённом снегом городе. Работа на несколько порядков масштабнее, а поскольку в этом случае и число заинтересованных лиц возрастает в разы – проблем, соответственно, тоже становится значительно больше. И основная, на мой взгляд, проблема, с которой сталкивается МКП «БиЛД» – это отношение отдельной категории граждан к работе организации. В словах её директора Сергея Селезнёва чувствуется если не обида, то глубокое непонимание: как это получается – мы убрали вот здесь и здесь, а люди в соцсетях пишут – мол, нет, не убирали. Убирали не вовремя. Убирали громко. Убирали некрасиво. Это что же получается – люди специально пишут гадости? Да, Сергей Александрович, бывает и такое. Комментарии в соцсетях часто несправедливые, хоть и задевают за живое. Но отвлекаться от работы и спорить – у сотрудников МКП «БиЛД» времени на это просто нет. Потому как снега выпало – от души. На то, что он завтра сам по себе разложится по сугробам, надежды нет, а вот в том, что природа может в любой момент подкинуть ещё столько же, – тут можно не сомневаться. И всё ничего, если бы штат у предприятия был раза в три больше да техники в достатке, к тому же – новой. Так нет же – она с каждым годом, представляете, старится! И новой техники на горизонте не маячит – с нашим-то бюджетом. Хотя, конечно, это вопрос спорный. Всё зависит от того, каковы приоритеты у городской администрации. В общем, кто хочет, ищет способы, а кто не хочет – причины. В сухом остатке мы имеем небольшой парк уставшей техники и такой же небольшой уставший коллектив, с уставшим директором которого мы и совершили внезапный выезд на места «боевых» действий.
И ВЕЧНЫЙ БОЙ… То, что директор МКП «БиЛД» работает если не вместе, то точно рядом с рядовыми сотрудниками уже не первые сутки – бросалось в глаза сразу. Сергей Александрович рассказывал всё и обо всём, но скопившаяся усталость чувствовалась. Я, наверное, единственный раз в жизни видел директора предприятия в состоянии глубокого недосыпа. Графика по уборке снега здесь практически нет: выпали осадки – тогда и на работу пора. А на работе не всё так просто. Вот, например, в ту самую пятницу договаривались встретиться с Сергеем Селезнёвым в девять утра. А встретились только в час дня. Потому что гидравлика на спецтехнике с утра решила: хватит напрягаться, она хочет ещё поспать. То есть, проблемы возникают прямо на ровном месте, как, в общем-то, и у многих автовладельцев в морозы. Спецтехника – она же так называется не потому, что особо прочная и суперкачественная, а потому, что специального назначения. В остальном это те же автомобили. И они тоже могут с утра не завестись. Ничего не поделаешь – зима. В общем, как ни крути, а МКП «БиЛД» с поставленными задачами справляется – естественно, исходя из обстоятельств. Проехав по городу, мы обнаружили, что непроезжих улиц почти нет, расчистка идёт практически постоянно. Правда, «зимний» контракт предполагает уборку далеко не всего города, но это уже совсем другая история. На улице Паши Савельевой за работой застали огромный грейдер, который, как оказалось, вовсе не огромный, а «средний» (есть и больше – раза в полтора). К слову, грейдеры – единственная техника, отвал на которой жёсткий, металлический. То есть, именно грейдеры теоретически способны отодрать от ржевских дорог всю наледь подчистую. Правда, в этом случае и от самих дорог останется не сильно много: повредив верхний слой асфальта, можно не сомневаться, что всему дорожному полотну весной придёт конец. Именно поэтому МКП «БиЛД» не выскребает дороги «насухо». Все остальные трактора и КДМ оборудованы отвалом с резинкой, а значит, они физически не способны на подвиги грейдеров. Но на расчистку проезжей части их мощностей хватает с избытком. На улице Степанченко, которую расчищал небольшой тракторок, тоже было весьма интересно: трактор расчищает обочину, мы едем следом; на обочине дороги припаркован автомобиль, буквально в трёх метрах от кармана и съезда к школе. Трактору приходится его объезжать. А в этом автомобиле сидит водитель и копается в телефоне, даже головы не повернул. Не заметить трактор с ковшом, подкрадывающийся сзади, – невозможно. А значит, водителю сознательно наплевать на тот факт, что его ТС мешает нормальному процессу уборки снега. Сергей Александрович рассказал, что это мелочи: мол, бывают и гораздо более дикие случаи с участием граждан с альтернативным устройством головного мозга, – доходит чуть ли не до драки. Это всё смешно, и звучит, как анекдот, а на деле говорит о том, что атомизация общества достигает точки невозврата. Моя машина, хочу – уберу, хочу – нет. Так-то оно так, вот только после не нужно поднимать вой, что МКП «БиЛД» убирает снег лишь с проезжей части. А как его убрать с обочин, если там авто припаркованы? Выход, конечно же, есть – организация старается чистить основные магистрали ночью, когда поток ТС минимален, а обочины практически свободны.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.