ПАВЛОВ В ЛИТЕРАТУРЕ
Сергей Павлович был знаком со многими писателями. Сейчас часто вспоминают, как он воевал с Александром Трифоновичем Твардовским и его «Новым миром». Что ж, было и такое. Поэт Евгений Евтушенко по этому поводу даже написал стихотворение, в котором есть такие строки:
Когда румяный комсомольский вождь
На нас, поэтов, кулаком грохочет.
И хочет наши души мять, как воск,
И вылепить своё подобье хочет,
Его слова, Есенин, не страшны,
Но тяжко быть от этого весёлым,
И мне не хочется, поверь, задрав штаны,
Бежать вослед за этим комсомолом.
И это тоже – о Сергее Павлове. В книге «Бодался телёнок с дубом» А.И. Солженицын вспоминал о том времени, когда его выдвинули на Ленинскую премию: «… на пленарном заседании первый секретарь ЦК комсомола Павлов выступил с клеветой против меня – первой и самой ещё безобидной из ряда клевет: он заявил, что я сидел в лагере не по политическому делу, а по уголовному». И хотя Павлов потом извинился перед писателем, из песни слов не выкинешь…
Но были и другие воспоминания. Б.Н. Пастухов – первый секретарь ЦК ВЛКСМ написал книгу «Друзей моих прекрасные черты», где вспоминал, конечно, и Павлова. Борис Николаевич рассказал в ней и о своей поездке в Ржев: «Ищем и находим краеведческий музей, через дорогу – экспозиция «Ржев в Великой Отечественной». Правдивая экспозиция, где узнаёшь много нового, печального и прекрасного. Спрашиваю нашего гида, знают ли здесь о своём земляке – С.П. Павлове. Отвечают, что знают и чтят. Даже хотели написать книгу о нём, но вот денег на издание собрать пока не получается».
Тем гидом был я. Мы довольно долго беседовали с Пастуховым. Дело в том, что мы с Владимиром Борисовичем Греховым действительно мечтали написать книгу о Павлове. Пастухов обещал помочь финансово, записал мои координаты. Но потом что-то, видимо, не получилось.
Много пишут о Павлове негативного. Мол, и груб был, и пил, и женщин любил. Одна наша местная газета, известная своим критиканством, перепечатала статью Леонида Млечина «Сергей Павлов, непарадный портрет».
Что можно об этом сказать? Сергей Павлович был жёстким руководителем, мог и нагрубить. Но он сам это знал, старался исправить этот недостаток. О пьянстве вообще говорить не стоит – на таких постах контроль был жесточайшим. Вспоминаю, как первый секретарь горкома уволил своего подчинённого в один день. Кстати, о женщинах. Второй брак С.П. Павлова, конечно, сказался на его карьере. Что ж, любовь – дело сугубо личное…
Непростым человеком был Сергей Павлович. Но ржевитяне вспоминают своего земляка с грустью и в то же время – с гордостью.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.