Под  эгидой  ключевых  министерств  и  ведомств страны, сферой деятельности которых является ЖКХ, а также при участии депутатского корпуса, общественных организаций, экспертов-практиков и юристов в Москве состоялся XII Всероссийский форум руководителей предприятий жилищного и коммунального хозяйства. В общей сложности в его работе приняли участие более 200 человек из всех регионов РФ. Тверскую область на трёхдневном форуме представляли: председатель Собрания депутатов Ржевского района Александр Канаев, и.о. главы администрации Ржева Евгений Сияркин, а также руководители МУП «Содействие» Татьяна Львова и Екатерина Краснопольская.

Участники форума обсудили существующие сегодня в сфере ЖКХ проблемы, получили ответы на наиболее часто возникающие у них вопросы, а также узнали о грядущих изменениях в законодательстве, которые со временем непременно коснутся всех нас. В полной мере представить обсуждаемые на форуме темы в одной публикации невозможно, поэтому мы постарались рассказать только о тех, что имеют прикладное значение для нашей территории – Ржева и района. Ну, а помог нам в этом непосредственный участник состоявшегося на федеральном уровне мероприятия – А.М.Канаев.


РАЗВОРОТ НА 180 ГРАДУСОВ

– Александр Михайлович! Ключевая тема форума, как я понимаю, в первую очередь касалась перспектив развития жилищно-коммунального хозяйства страны. Нас довольно долго, причём на всех уровнях власти, убеждали в том, что частное управление в ЖКХ – это и есть то самое «светлое будущее» для названной сферы. А сейчас, как мы видим, совершается явный разворот в противоположную сторону. Вот уже и на уровне Тверского региона звучат призывы о консолидации коммунального имущества в муниципальной и областной собственности. Впору объявлять лозунг: назад в будущее?

– Вы правы, на форуме эту тему рассматривали достаточно подробно. В частности, мы услышали массу претензий от выступающих представителей органов местного самоуправления и руководителей компаний сферы ЖКХ в адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Как мы знаем, именно это ведомство в своё время и стало главным проводником идеи передачи имущества коммунальной сферы в частные руки, ибо МУПы, по мнению чиновников, работали крайне неэффективно. В конечном итоге от подобных инициатив мы получили весьма негативную отдачу – количество злоупотреблений в этой сфере оказалось неприлично велико (на нашем уровне достаточно вспомнить деятельность ООО «РКЦ Ржев»). Тогда пришло осознание: централизация сферы ЖКХ, жёсткий контроль со стороны субъекта и муниципалитета – практически единственная гарантия успешного функционирования отрасли. И если управление жилищным фондом вполне можно возложить на частные УК (ибо законодательство сейчас достаточно жёстко регулирует их деятельность), то контроль над поставкой ресурсов следует оставить за органами исполнительной власти.

Мне довелось познакомиться с представителями муниципального Водоканала из Ленинградской области, и я услышал от них исключительно позитивные отзывы о работе МУПа. Там нет долгов за поставленные предприятию ресурсы, тарифа вполне хватает на модернизацию сетей и оборудования, сбор платежей абсолютно прозрачен. Как итог – у жителей к работе водоснабжающей организации претензий не возникает.

– МУПы – это, безусловно, хорошо. Но если вести речь о частно-государственном партнёрстве, то участие в федеральных программах по модернизации ЖКХ возможно исключительно при наличии частного собственника и разработанной им инвестиционной программы. А если вернуться к местным реалиям, отмечу: мы не первый год муссируем тему заключения договора концессии в отношении имущества ржевского Водоканала. А сегодня говорим о реанимации МУП «Дирекция единого заказчика» (МУП «ДЕЗ»), кое и примет на себя руководство водохозяйственным комплексом. Не усматриваете ли вы в таком положении вещей некоторого противоречия?

– В отношении договора концессии мы получили на форуме вполне конкретные рекомендации. Работать в этом направлении следует не абы как, а вдумчиво и целенаправленно. Мало взять с официального сайта шаблон такого договора, заполнить и подписать документ – его ещё необходимо доработать, прописав необходимые требования. Одним словом, в договоре концессии следует в обязательном порядке закрепить главное условие его заключения: концедент (муниципальная власть), если это потребуется, может в любой момент вмешаться в деятельность предприятия, провести необходимую проверку и, в конечном итоге, повлиять на результаты его работы.

Действительно в начале года в Ржеве, на уровне городской Думы, было принято решение о создании МУП «ДЕЗ» – на мой взгляд, это наиболее приемлемая форма управления сферой городского водоснабжения. Подчеркну ещё раз – под полным контролем муниципалитета. Сумеет город подтянуть частника, который выразит готовность вложить в Водоканал собственные средства, – хорошо. Но опять-таки, взаимоотношения с ним должны строиться на условиях выполнения контрольных функций со стороны власти.

НА ПОРОГЕ ПЕРЕМЕН

– Ещё две темы, которые хотелось бы обсудить сегодня, – это нововведения в законодательстве в части утилизации твёрдых коммунальных отходов и работы с общедомовыми нуждами. Ранее предполагалось, что уже в текущем году регионы утвердят территориальные схемы в области обращения с отходами, а затем выберут регионального оператора. А уже он, в свою очередь,  установит новый тариф на сбор и вывоз ТКО. Но, как я понимаю, эта работа на уровне субъектов так и не была завершена в срок. Выходит, у нас есть все основания в новом году проснуться среди гор мусора?

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.