– Надо отдавать себе отчёт, насколько мы интересны для инвесторов. Наша продукция по российским меркам копеечная.
Есть отрасли, которые в других странах традиционно являются дотационными, – прежде всего, социально или стратегически значимыми. И без помощи государства нормально функционировать они не могут. Пока мы выживаем сами. Но иногда приходится принимать очень тяжёлые решения – то ли вложить копейку в развитие производства, то ли пустить её на зарплату работникам…
\
КЛАССИКА И НОВАЦИИ
– Тем более что современному покупателю нужна продукция высокого качества – свежая, вкусная, привлекательная на вид и разнообразная по рецептуре.
– Мы вновь вернулись к тому, с чего начали. На предприятии был заложен прочный базис, наработан потенциал, специалисты подобрались грамотные, творческие, заинтересованные в конечном результате. Мы постоянно обновляем ассортимент. Но у хлебобулочных изделий достаточно ограниченный срок жизни. Хлеб-батон – это классика «жанра». А вот по сдобным изделиям, которые запускаем в производство, сначала идёт наращивание объёмов, затем наступает пик, а за ним – спад продаж. Вот и ищем им достойную замену.
– Инициатива исходит от вас?
– Мы проводим мониторинг рынка, смотрим, что предлагают другие производители. Организуем опросы потребителей, оцениваем результат и принимаем решение. Потом подключается технологическая служба, выпекаем пробные образцы, реализуем пробные партии – одним словом, это очень длительный процесс.
– Что сегодня предпочитает потребитель?
– Скажем, сегодня хлеб «8 злаков» знают все. Первую попытку запустить в производство зерновые хлеба, мы предприняли лет 10 назад. Помню, был очень интересный «Корншпиц» – рожок ржаной с посыпкой. Но тогда своего покупателя он не нашёл. Мы эти изделия отложили в сторону, решив, что для их массового выпуска время ещё не пришло. А через несколько лет решили попробовать ещё раз – и вот он, результат! Конечно, вкусы потребителей меняются – соответственно, мы должны этим вкусам соответствовать.
– В своё время Ржевский хлебокомбинат был участником конкурса в рамках программы «100 лучших товаров России». А чем можно привлечь внимание потребителей сейчас?
– Сейчас основное направление – здоровое питание. У нас есть группа элитных диетических хлебов, наша цель – её расширить. Несмотря ни на какие трудности, современное хлебопекарное производство – динамичная, постоянно развивающаяся система. И важной тенденцией развития является повышение питательной ценности хлеба и хлебобулочных изделий. Это достигается путём расширения ассортимента продукции диетического назначения. Благодаря изысканности внешнего вида, превосходному вкусу эти изделия пользуются спросом, несут неповторимый душистый аромат, имеют восхитительный вкус.
Кроме хлебобулочного, у нас есть и кондитерское производство, которое стабильно работает. Хорошая линейка по производству печенья: все называют его «Американер», а у нас оно именуется «Александровское» – с изюмом, например. А есть «Сюрприз» – с зерновой смесью, а ещё – очень вкусное творожное печенье. Конечно, классика кондитерского производства – пряник «Сувенир».
Недавно мы отметили 35-летие возрождения его производства: нам удалось сохранить и традиционный рецепт, и его внешний вид в первозданном виде. Ржевский пряник пользуется большим спросом – как сувенирная продукция. Запоминается он ещё и тем, что к 800-летию Ржева придумали для него специальную упаковку. Вообще, хоть кондитерский цех у нас и небольшой, но выпускает большой ассортимент. Два года назад освоили производство мармелада и пастилы; также выпускаем восточные сладости и печенье. Из последних новинок очень удачным, на мой взгляд, получился скандинавский хлеб с вяленой клюквой. Поскольку сегодня семьи небольшие, потребление хлеба тоже невелико, для удобства покупателей делаем большую линейку хлебов в нарезке – это своего рода дань современности. Также сегодня востребован хлеб из муки грубого помола, I и II сорта, подовые хлеба.
\
ВОДА, МУКА, ДРОЖЖИ И РУКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ
– Татьяна Васильевна! А сами-то вы что на завтрак предпочитаете?
– Обычный нарезной батон. В своё время побывала на одном очень интересном предприятии в Харькове. На Украине хлеб – основной продукт питания, все его виды там очень большого развеса. А у нас вес уменьшается, поскольку семьи меньше стали, душевое потребление хлеба сократилось. Если раньше оно составляло 300-400 граммов, то сейчас – 150-200. А на Украине даже батоны – по 500-700 граммов! Пробовала продукцию разных производителей, но без ложной скромности скажу: наши батоны – «Нарезной», «Подмосковный» – значительно вкуснее!
– Удивительно: существуют ГОСТы, но в каждом городе хлеб разный.
– У нас почему-то считается, что хлеб должен быть одинаковым. Но даже ГОСТы, ТУ – разные. Рецептура, технологии, оборудование, на котором хлеб производится, – тоже разные. Например, до сего дня мы соблюдаем технологию, по которой хлеб пекли с момента основания нашего завода. С использованием жидких заквасок – вода, мука, дрожжи и руки человеческие. И никаких консервантов, улучшителей вкуса, которые ускоряли бы процесс. На Ржевском хлебокомбинате – отработанная десятилетиями технология, пусть и старенькое оборудование, но оно даёт возможность получать хлеб такого качества, которое удовлетворяет наших потребителей. Батоны тоже на опаре производятся, без улучшителей. Хотя сейчас многие производители переходят на ускоренные методы хлебопечения.
Но не все старое плохо. Для сравнения: в Тверской области мы занимаем как производители 3-4 место. Хотя в регионе достаёт крупных производителей – «Волжский пекарь», ЗАО «Хлеб», у которых и объёмы, и мощности значительно больше.
– Татьяна Васильевна, дома духовку включаете, наверное, только по великим праздникам?
– Бытует мнение: если мы работаем на таком предприятии, как хлебокомбинат, то пресыщены до такой степени, что уже ничего не хочется. Ничего подобного! Готовить я люблю, пироги дома пеку с удовольствием!
\
В БУДУЩЕЕ – С ОПТИМИЗМОМ!
– В будущее смотрите с надеждой?
– Без оптимизма жить невозможно! Потенциал на предприятии хороший, желание работать и менять жизнь к лучшему у людей есть. Благодарна всем, кто меня поддерживает. Низкий поклон вам за тяжёлую работу, за то, что вы – неравнодушные люди, за то, что каждый день делаете такой важный и вкусный продукт!
– Главное – ржевитяне ваш хлеб любят. Хотя и не подозревает о ваших трудностях.
– Спасибо! Ну, а о трудностях населению, думаю, и знать не надо. В любой отрасли есть свои проблемы. Для того мы здесь и работаем, чтобы их решать. А потребителю интересен продукт, который он видит на полках магазинов – его в этом плане не обманешь.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.