В год 80-летия на заводе делают ставку на современные технологии, расширение производства и молодые кадры.
Говоря о ключевой отрасли экономики Ржева – машиностроении, на память невольно приходят имена «титанов», обеспечивших «золотой» период в его развитии, – Михаила Кулешова, Валентина Степанченко, Юрия Сорокина, Николая Воскобойникова (этот список при желании можно продолжить). Не всем из них повезло с преемниками: в постсоветский период некоторым производствам так и не удалось выбраться из пучины кризисов, дефолтов и новых реалий свободного рынка.
Вот и результат: если при СССР число работающих на машиностроительных предприятиях города специалистов достигло 20 тысяч человек, то сейчас – не дотягивает и до четырёх. Впрочем, и в этой не слишком радостной статистике можно обнаружить повод для оптимизма: оставив позади «полосу препятствий», ряд производств Ржева сегодня демонстрируют уверенный рост. Скажем, из почти 4000 машиностроителей города больше тысячи в настоящее время работают именно на «Электромеханике», а полный портфель заказов позволяет коллективу завода ежегодно выполнять заказы на миллиардные суммы. При этом руководство думает о модернизации и расширении производства – как на своей основной площадке в Ржеве, так и в других городах страны. «Константинов сумел не только удержать завод на плаву, – говорят старожилы производства, – но и сделать уверенный шаг вперёд». А ещё – обеспечить преемственность этой стратегии развития: молодые и перспективные руководители предприятия – гарантия успешной реализации тезиса «Электромеханика» навсегда!». Ну, или пока в России будут существовать такие отрасли, как авиа- и ракетостроение, космическая промышленность, энергетика и медицина. В этом я недавно смогла убедиться лично – экскурсию по заводским цехам для меня провёл заместитель ген. директора завода по экономике Андрей КОНСТАНТИНОВ.
\
В ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВОЗМОЖНО ВСЁ!
– Со всеми подразделениями, которые сегодня работают на нашей территории, – рассказывает Андрей Викторович, – с той же транспортной компанией и предприятием по производству металлоконструкций, детских площадок, ФАПов, – действительно получится больше тысячи специалистов. В последние лет пять, начиная с 2013-го, ежегодный рост численности работников составляет 3-5 процента.
– Если это уже тенденция, как вы думаете, реально ли достичь советских показателей – до 6 тысяч работников?
– Ничего нереального или невозможного в промышленности не бывает. Общие цели и задачи для машиностроения страны в целом вовсе не от «Электромеханики» должны исходить, и не от города Ржева, а иметь федеральное направление – на развитие космической, авиастроительной, других отраслей. Например, никто и никогда прежде «Электромеханику», машиностроительное предприятие, не связывал со строительством. А сегодня мы участвуем в большом проекте – строим цех (под собственное оборудование) ни много ни мало, а в самом центре России – в Красноярске.
– Правду ли говорят, что со временем завод туда и перебазируется?
– Если мыслить таким образом, то можно заявить, что на следующий год, реализуя очередные проекты в Воронеже и других регионах России, «Электромеханика» перебазируется и туда. Ничего подобного: Ржев останется центром производства. А вот тот факт, что наш завод и впредь будет открывать свои представительства и филиалы в разных городах страны, могу подтвердить.
\
«БЕЗ НАС НЕ ЛЕТАЮТ!..»
«Без нас самолёты не летают!» – кто не знает этот негласный девиз коллектива «Электромеханики». Впрочем, сегодня он существенно расширился: без оборудования и технологий ржевского завода не летают не только самолёты, но также ракеты и космические аппараты. По пути в основной, сварочно-сборочный цех, где производятся самые крупногабаритные и интересные изделия – прежде всего, с точки зрения их высокотехнологичности и применения в стратегических отраслях (авиационной и ракетно-космической), первым делом поинтересовалась ключевыми разработками, которые легко назвать гордостью предприятия. И тут следует отдать должное мудрости Андрея Викторовича, точнее, его способности о сложных технологиях и оборудовании рассказывать просто и доступно:
– Все мы хорошо представляем себе тот же самолёт. Это сваренная из металла конструкция, которая способна летать. И сама по себе она далеко не простая, ведь её создателям следует учитывать те перегрузки, которые летательный аппарат испытывает при взлёте и посадке, находясь в воздухе, при перепадах температуры, большой разницы в давлении и по другим параметрам. Для того чтобы все эти нагрузки выдержать, металл, применяемый в конструкциях, должен пройти череду различных процессов – термообработку, закалку, нанесение различных покрытий, которые предварительно должны быть очень хорошо рассчитаны. Все эти процессы как раз и происходят на оборудовании, которое выпускает «Электромеханика», причём на 95-97 процентов это наши собственные разработки.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.