– А какие технологии вы внедряете, есть ли экономический эффект от ввода нового оборудования?
– Раньше, в советские времена, перед нами в качестве главной задачи ставили увеличение объёмов производства. Сейчас мы сами ставим иную задачу – это улучшение качества продукции и условий труда. Имеющееся у нас оборудование способно перерабатывать свыше 100 тонн молока ежедневно, и мы постоянно занимаемся его обновлением. Приобрели теплообменную пластинчатую установку, которая подготавливает кефир и сливки для дальнейшей переработки. На модернизацию мы тратим столько, сколько позволяют имеющиеся в нашем распоряжении средства. Кому-то это покажется много, кому-то – мало, год на год не приходится, но в среднем получается несколько миллионов в год. У нас сегодня работает подготовительное и фасовочное оборудование импортного производства, высококачественное (итальянское, финское, датское, израильское).
– Цены в последнее время растут довольно ощутимо. Повлияла ли проводимая модернизация на повышение стоимости вашей продукции?
– Знаете, долгое время велась политика сдерживания цен на молочную продукцию. Связано это было с бедностью большой части населения, для которой доступность молока стала условием выживания. Потом, когда пенсии и зарплаты подросли, ещё велика оставалась инерционность системы – цены оставались низкими. Отсюда берёт начало разорение многих молокозаводов. Сейчас цены повысились заметно, хотя, должен сказать, рост закупочных цен у нас значительно превышает рост отпускных. Так, если мы закупку повысили на четыре рубля, то отпуск – всего на два. А цены в розничной торговле – это уже не к нам. Дешевле ржевской продукции что-либо найти трудно, хотя закупочные цены у нас выше других. Думаю, нам придётся еще повышать цены – это, увы, экономическая необходимость. Но при этом мы не стоим на месте. В отличие от всем известной отрасли, где тарифы растут в геометрической прогрессии, а качество услуг нисколько не улучшается, мы озабочены повышением качества своей продукции в первую очередь. Ну, и конечно, многое делаем для улучшения условий труда, что, в конечном итоге, тоже отражается на качестве выпускаемой продукции. Ну, а модернизация всегда и везде в какой-то мере влияет на стоимость продукции, это азы экономики.
– Сейчас среди производителей молока и молочной продукции существует большая конкуренция. Это понимаешь, едва взглянув на полки магазинов. За счёт чего вам удается выдерживать конкуренцию с более крупными производителями?
– Думаю, что за счёт высокого качества продукции. Вообще, если конкуренция здоровая – я только за! Если же она недобросовестная, с чем мы нередко сталкиваемся, то здесь приходится нелегко. Ведь у крупных производителей крайне редко можно встретить натуральный творог, продукцию без консервантов, красителей, ароматизаторов, без растительных масел и растительных жиров. Производство такой продукции проще и дешевле, но полезной она не может быть по определению. К сожалению, продовольственная политика в целом строится в угоду сетевикам, которые имеют мощных лоббистов на уровне Думы и правительства страны. В итоге нам приходится подстраиваться под ситуацию, проводить гибкую политику. Так, мы стали производить меньше цельномолочной продукции, зато резко – на 63 % увеличили производство качественного масла. Но ситуация всё равно сложная, на местном уровне мы уходим с торгов на поставку продукции, потому что во внимание принимается один критерий – цена, качество при этом особой роли не играет.
– Именно поэтому мы видим время от времени, как то там, то здесь возникают вспышки заболеваний, связанных с отравлениями?
– Думаю, да. В Ржеве ведь тоже вся социальная сфера, включая детские сады, с нами не работает. Я же считаю, что, по крайней мере, в детских садах должна быть только натуральная продукция без добавления пальмового масла и растительных жиров. Пока же мы поставляем свою продукцию только в социальную сферу города Гагарин Смоленской области и в несколько детских садов Ржева, с которыми имеем прямые договоры. Я должен выразить благодарность жителям и торговым работникам нашего города, которые являются приверженцами нашей продукции и понимают её отличие от той, что имеет срок хранения полтора-два месяца. Люди должны уже сами понимать, что к чему, информации на этот счёт более чем достаточно. В настоящее время у нас как у производителей есть всё, чтобы ежегодно улучшать производство и выпускать только качественную продукцию.
– В какую сторону будете двигаться дальше?
–Думаю, что это понятно и так. Во всяком случае, профильность мы менять не собираемся. Коллектив у нас устоявшийся, хороший, с ним можно решать любые задачи. А то, что нам приходится вести гибкую и ценовую, и производственную политику, меняя выпуск одних видов продукции на другой, так от этого никуда не уйти. Это необходимость, вызванная сегодняшней ситуацией и потребительским спросом. Будем работать дальше, перспективы и путь свой мы определили чётко, и сходить с него не намерены.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.