Казалось бы, что нового можно сказать о Пушкине? Но так уж устроено гуманитарное знание: по-новому сформулированный вопрос может дать совершенно новый ответ. А любовь к творчеству Александра Сергеевича по-прежнему побуждает задавать эти вопросы и искать на них ответы. Что с успехом и сделала делегация ржевитян, состоящая из людей творческих и неравнодушных, которая недавно побывала в Зубцове. Здесь, в Выставочном зале погорельского музея «Дорога к Пушкину», была открыта выставка иллюстраций известных художников к пушкинскому «Борису Годунову».
«СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В ЗУБЦОВЕ
Пожалуй, для начала стоит напомнить: год назад частное учреждение «Музей «Дорога к Пушкину» открыли Борис Диодоров, народный художник России, академик РАХ, лауреат премии президента по культуре-2019, и его супруга, поэтесса Карина Филиппова-Диодорова. Оба решили посвятить «солнцу русской поэзии» оставшиеся годы жизни. Пушкинский музей в Зубцове и Погорелом Городище был создан с нуля: инициаторам его создания удалось собрать круг единомышленников, провести огромную научно-исследовательскую и собирательскую работу. Сейчас в фонде музея насчитывается уже более 500 раритетов. Некоторых нет даже в Государственном музее А.С. Пушкина! Как рассказывает сам Борис Аркадьевич, прикосновение к неизвестным страницам истории его чрезвычайно увлекло. И хотя к тому времени им с Кариной Степановной исполнилось уже по 82 года, для обоих начались бессонные ночи: поиск денег, оформление документов, созидание экспозиции…
О селе Погорелое Городище давно ходили легенды, связанные с пребыванием здесь Александра Сергеевича. Согласно преданиям, поэт собирал сведения о ржевском купце Долгополове, участнике Пугачёвского бунта. Как было на самом деле, выяснил зубцовский историк и краевед Сергей Кутейников. Ему удалось обнаружить письмо Пушкина Николаю Раевскому-младшему. В послании шла речь о жалованной грамоте царя Михаила Фёдоровича, найденной поэтом в Погорелом Городище. Документ пролил свет на судьбу его предка, воеводы Гаврилы Пушкина, который в 1617 году сжёг крепость из-за угрозы её захвата поляками. Так что это практически уже доказано: Александр Сергеевич Пушкин действительно приезжал в Погорелое Городище в 1826 году.
Сейчас здесь работает экспозиция, посвящённая событиям, которые связаны с приездом и поисками Пушкиным ответов на вопросы в отношении истории Отечества и собственного рода. Ответы нужны были поэту для того, чтобы жить. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать!» – напишет он впоследствии. Вслед за Пушкиным и мы, входя в музей его имени, отправляемся по дороге размышлений…
\
«АЙ ДА СУКИН СЫН!»
За свою долгую творческую жизнь Борис Диодоров оформил почти 400 произведений русской и мировой классики, а вот к книгам Пушкина, к сожалению, иллюстраций ему создать не довелось. Может быть, ещё и поэтому Борис Аркадьевич с удовольствием представил своим гостям новое издание «Бориса Годунова» – с иллюстрациями петербургского художника Анатолия Слепкова.
– Главное в оформлении книги – её адресность. Не просто показать, что я умею, а обратиться к читателю – когда «душа с душою говорит», – заметил Борис Аркадьевич. – Иллюстрации к «Борису Годунову» писали Фаворский, Кибрик, Зворыкин, Шухаев – известные художники. Среди иллюстраторов много различных подходов в понимании того, что создал великий Пушкин. Ему было всего 25 лет, когда он, закончив драму, сказал себе: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!». И этот молодой пушкинский задор прекрасно чувствуется в иллюстрациях Анатолия Григорьевича. Рисунки Слепкова – удивительно лёгкие, озорные, динамичные. В его книге 90 иллюстраций, и поэтому она очень живая! И комедийный дух Анатолию Слепкову удалось передать более адекватно, нежели иным авторам.
Сергей Кутейников рассказал аудитории о своём видении драмы «Борис Годунов» – с акцентом на главу «Корчма возле границы», которая ближе всего к зубцовским реалиям. Это самая комедийная часть «Бориса Годунова». Комедийная – поскольку сам Пушкин назвал своё сочинение так: «Драматическая повесть, Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве». – «Борис Годунов» и сегодня – весьма актуальное произведение, повествующее о легитимности власти, – отметил Сергей Евгеньевич, медленно переворачивая страницы книги, чтобы зрители смогли лучше рассмотреть иллюстрации.
Действительно, тема актуальна – как будто и не прошли столетия после описываемых событий и со дня создания трагедии: «Но смерть… но власть… но бедствия народны…». Россия в своём моральном потенциале осталась практически прежней.
\
«НАША СОБАКА ЛАЕТ, ИХ КАРАВАН ИДЁТ»
Писатель Вячеслав Пьецух поведал собравшимся, что он, как и всякий русский человек, боготворит Пушкина: – В моих сочинениях Александр Сергеевич присутствует часто, присутствует любовно. Тема Пушкина – неисчерпаемая! Он был настолько мудр и щедр, что оставил своим потомкам возможность эксплуатировать своё имя, своё наследие. Можно веками писать о Пушкине и – не исписаться! Горько сожалею, что собрание моих сочинений вышло в 11-ти томах, но тиражом всего 1000 экземпляров, – отметил Вячеслав Алексеевич.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.