В  декабре  1917  года  в  молодом  советском  государстве был подписан закон «О гражданском браке, о детях и о ведении книг гражданского состояния». Новый документ фактически стал основой будущего семейного права, признавая единственный формой заключения брака для граждан его регистрацию в специальных государственных органах. С этого момента семейные союзы, заключённые, как это было принято ранее, по религиозному обряду, официально таковыми уже не являлись и никакой правовой силы не имели. Надо понимать, что в многонациональной и многоконфессиональной стране подобная инициатива приживалась весьма непросто, однако, как показало время, органы регистрации актов гражданского состояния (отделы ЗАГСа) благополучно пережили и трудности «адаптации» к новым правилам со стороны населения, и неоднократное реформирование, и само советское государство. В преддверии профессионального праздника, который в России отмечают в декабре, мы встретились с начальником отдела ЗАГС администрации города Ржева Татьяной БЕЛОВОЙ.


НЕ ПРАЗДНЫЙ ТРУД

– Что такое ЗАГС? ЗАГС – это большая и кропотливая канцелярская работа, – первым делом констатировала Татьяна Николаевна. – Действительно, чтобы понять, насколько важен этот орган исполнительной власти, нужно самому хоть однажды столкнуться с его деятельностью.

Первая ассоциация – торжественная обстановка, обручальные кольца и марш Мендельсона. Однако это самая незначительная часть функционала, хоть и весьма приятная. Более того, изначально таких атрибутов заключения брачного союза и вовсе не предполагалось – дело ограничивалось тем, что новобрачные оставляли свои подписи в соответствующем документе и получали на руки свидетельство о браке. Основой работы ЗАГСа, как и в случае с той же свадебной регистрацией, является, конечно же, обработка и оформление различных документов.

– В первую очередь, мы занимаемся формированием правового статуса граждан: регистрируем возникновение, развитие или прекращение их прав, – продолжила наша собеседница. – Скажем, как только человек появляется на свет, у него возникают права, и мы, соответственно, выдаём первый документ – свидетельство о рождении. Кстати, по закону, на оформление этого первого документа отводится всего месяц. Казалось бы, что тут сложного – вписать имя ребёнка в специальный бланк да штамп поставить! Однако, не всё так просто: одних только граф в записи акта о рождении насчитывается двадцать две. А ведь данные перед занесением в каждую графу необходимо ещё проверить, ибо в дальнейшем, в течение всей жизни гражданина, на этот документ в своей работе будут опираться и другие государственные службы. В ведении отдела находится также регистрация расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, смерти.

Интересный факт: ежегодно с просьбой о перемене имени, отчества и фамилии в ЗАГС обращаются порядка 30 ржевитян. Среди причин такого решения большинство называют неблагозвучность «ФИО» либо желание взять фамилию разведённых отца или матери. Процедура эта, кстати, является самой дорогой (госпошлина составляет 1600 рублей) и длительной (до двух месяцев). Ибо специалистам ЗАГСа прежде требуется получить полный пакет документов и обратиться в архивы. В былые времена, правда, этот процесс  занимал ещё больше времени: до 1997 года регламентом была определена ещё и обязательная проверка гражданина на судимость, а также согласование с правоохранительными органами.

ПО ЛЮБОМУ ПОВОДУ!

– Помимо основной задачи – записи актов гражданского состояния, мы также выполняем и сопутствующие: люди нередко идут в ЗАГС по направлению нотариуса, из миграционной службы, других ведомств, – рассказывает Т.Н. Белова. – На сегодняшний день количество только форм обращений от граждан, на которые отдел обязан отвечать, составляет 49. В случае порчи или утраты свидетельств выдаём их повторно – только за 2016 год таких фактов наберётся более шестисот.

Не меньше выдаём и различных справок. Ко всему прочему мы отработали сотню обращений о необходимости исправления записей в документах. Кроме того, по требованию судебных органов и прокуратуры за текущий год были сняты копии данных по всем видам регистрации на 800 человек. Работа эта очень ответственная, и производится в кратчайшие сроки. Ржевский отдел ЗАГС сегодня – это четыре специалиста, которые работают шесть дней в неделю. Все люди опытные – каждый трудится на своём месте не менее десяти лет. И у каждого – свой профиль работы. Однако, как говорит Татьяна Николаевна, рассматривать они вынуждены самые разные обращения – граждан на приём приходит много, и ждать конкретного специалиста им просто некогда.

Что сказать, даже в не приёмный день, в момент нашего визита, люди в отдел всё равно обращались. И никому из них в просьбе не отказали. С 2014 года каждое рабочее место оборудовано доступом к сети интернет, и отдел ЗАГС, в общем-то, давно доступен онлайн, хотя мало кто пока об этом знает. Активно ведётся перенос существующей базы данных (актов регистрации) из бумажного в электронный вид. Процесс этот не быстрый и происходит параллельно основной деятельности – в свободное, так сказать, время.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.