Ответ, которые всё объясняет, может быть только один: при отсутствии денег то время было очень удачным для тех, кто искал и находил новое, кто был готов к созидательной работе и не боялся стать первым. Сегодня Игорь Ефимович вспоминает: «Трудности тогда были, и серьезные. Я не бежал по гладкой дорожке. Когда строил новое здание или внедрял адаптивную модель школы, видел перед собой цель и чётко шёл к ней, невзирая на все сложности». Все самые главные события в жизни нашего героя произошли в начале 2000-х. Это и сдача в эксплуатацию нового здания, и звание «Школа века», и присвоение её директору звания «Заслуженный учитель РФ».

Вроде бы можно остановиться, но И.Е. Либензону этого совсем не хочется. Планов у него – громадьё. Он хочет построить ещё одно здание, и «закольцевать» тем самым школу. Сейчас здесь обучается более шестисот человек, и это много – приходится работать в две смены, что ныне не приветствуется. По словам директора, не хватает специализированных кабинетов, Пост № 1 ютится в закутке, а надо бы отдельное помещение, нужны и кадетские классы. А ещё в своих мечтах Игорь Ефимович видит большой социокультурный центр, где будут проводиться все мероприятия, и где триада «учитель – ученик – родители» сможет раскрыться в полной мере. Помнит директор и о физическом развитии учеников, поэтому лелеет мечту о спортивном клубе и хорошем стадионе с искусственным покрытием.

Вот такие заветные желания накануне юбилея. А осуществятся ли они – зависит не только от времени, но и от человека во времени. В данном случае – от директора школы № 1 им. А.С. Пушкина И.Е. Либензона. И пусть все они сбываются, ведь это не только его мечты, это наши мечты – об образованном, здоровом, культурном и воспитанном поколении. Доброго здравия вам, Игорь Ефимович, плодотворного труда на благо родной школы и неиссякаемой энергии на этом пути!


БЛИЦ-ИНТЕРВЬЮ

ПЯТЬ ВОПРОСОВ ЮБИЛЯРУ

Игорь Ефимович, что, по-вашему, отличает нынешнюю школу от советской?

– У советской школы есть чему поучиться, и в первую очередь – душевности, человечности. Сейчас это редкость. В сегодняшней школе почти не осталось мужчин, и это тоже минус. А плюс – в том, что, как и раньше, есть люди, готовые трудиться бескорыстно. Но это, опять-таки, в большей степени наследие прежней школы.

А нынешние дети вас больше радуют или тревожат?

– Школа – это государство в миниатюре, так вот, какая школа – такое и государство. Дети и радуют, и беспокоят, как и вся окружающая нас обстановка. В них много практицизма и даже потребительства, чего не было раньше. Конечно, с потребительством хотелось бы сталкиваться пореже, а здоровый прагматизм – это нормально. Выйдя в большой мир, ребята столкнутся с достаточно жёсткими условиями, и будет лучше, если они подготовятся к ним заранее.

Как вы оцениваете возвращение сочинения в ЕГЭ по литературе?

– Весьма положительно. Нам надо как можно больше времени и средств отдавать на познание национальной литературы, языка, театра. У сегодняшних детей напрочь отсутствует вербальный уровень, они не умеют слушать, не умеют говорить – это следствие приобщения с самого раннего возраста к цифровым технологиям. А нужно не широкое внедрение айфонов и планшетов, а как можно более объёмное познание гуманитарных предметов. Умная нация – японцы – именно это и сделали у себя, и нисколько не жалеют об этом.

Какими вы видите взаимоотношения учителей и учеников сегодня и в будущем времени?

– Взаимоотношения должны быть гуманными. Юный человек нуждается в поддержке, наставлении того, кто старше и мудрее. Так что заменить учителя машиной вряд ли получится. Но на фоне гуманизации школы в ней должно существовать и единоначалие. Ребенок обязан вас слушаться, без этого начинается – анархия, что ещё никому пользы не принесло. Уважать ученика, прислушиваться к нему необходимо, но с опредёленной степенью допущения. Как я говорю, учителю нужна гибкость, но не гибкость поясницы, а гибкость ума.

Какой вы представляете школу будущего?

– Есть замечательная национальная концепция личностно-ориентированной школы. В ней прописаны все необходимые положения – для того, чтобы на ученика воздействовала и архитектурная среда школы, и гуманистическое направление развития, и здоровьесберегающие технологии. Всё это уже обозначено, и всё это есть в теории. Дело за небольшим – начать финансировать образование так, как этого требует сегодняшний день. Вложения в человеческий капитал, – это самые главные инвестицииXXI века. Здесь, в школе, все наши надежды и все наши достижения. Нужно дать им возможность раскрыться.

 

Вера ГЛАДЫШЕВА

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.