Если говорить об автономности ОАО «Электромеханика», то это касается не только производственного процесса, но и вопросов энергетики. На заводе есть собственная электроподстанция, обеспечивающая работу производства. В планах – запустить и модульную котельную – для обеспечения теплом; есть и скважина для добычи артезианской воды.
– Если продолжать тему энергетики, – сообщил А.В.Константинов, – то стоит отметить, что мы участвовали в большом количестве проектов по производству солнечных батарей. Например, недавно сделали несколько уникальных, очень больших по размеру камер для латвийской компании «Сидрабе» (её основным акционером является крупный американский энергетический холдинг). Это оборудование позволяет наносить кремний на поверхность солнечной батареи.
Если говорить о заказчиках, то их номенклатура достаточно велика. Это фактически все основные предприятия авиастроения и двигателестроения РФ – такие, как Московский «Салют», Рыбинское ОАО «Сатурн», корпорация «Иркут», авиационно-строительный завод в Воронеже, Ульяновский авиационный завод и многие другие. Российский рынок не является для предприятия единственным. ОАО «Электромеханика» поставляет оборудование и в ближнее зарубежье – на Украину и в Латвию; работает с Германией и Китаем. Постоянным заказчиком также является Индия. Сегодня работа с этой страной для завода очень важна, поскольку на его базе для индийской корпорации «Хал» создаётся отдельный комплекс оборудования для испытания авиационных двигателей нового поколения – гиперзвуковых. С 2009 года завод участвует в создании подобного комплекса в Подмосковье, а сегодня рассматривает возможность разместить аналогичный объект в Индии, причём ОАО «Электромеханика» станет главным поставщиком. Предстоит выполнить очень большой объём работ, рассчитанный, как минимум, на три года, и это – не считая всех остальных заказов. Естественно, этот проект позволит создать новые рабочие места и придаст новый импульс развитию завода.
Рост объёмов производства и социальная политика
Предприятие на протяжении последних трёх лет регулярно обеспечивает рост объёмов производимой продукции – от 15 до 30 % в год, и эту тенденцию здесь планируют продолжить. Совет директоров ОАО «Электромеханика» принял решение в период до 2017 года увеличить объёмы производства минимум в три раза! Планы серьёзные, но учитывая существующие наработки и потенциальный пакет заказов, вполне осуществимые. Основная задача – не в поиске заказов, а в модернизации и наращивании производственных мощностей, что позволит эти заказы осваивать. И работа в этом направлении ведётся постоянно: на предприятии ежегодно закупают несколько новых единиц оборудования.
Если говорить о кадрах, то в начале 2013 года было принято решение об увеличении заработной платы – от 10 до 30% (среди различных категорий работников). Средняя зарплата по предприятию сегодня превышает 20 тысяч рублей, есть перспективы для её дальнейшего роста. Существует пакет социальных квот и гарантий, который также планируется расширять. Речь идёт о поддержке молодых семей, ветеранов производства, выплатах при рождении детей и вступлении в брак. В настоящее время на заводе также рассматривают возможность частично компенсировать задолженность своих работников по ипотеке.
У «Электромеханики» есть и собственный медицинский центр, который также ежегодно расширяется – с аппаратом УЗИ и стоматологическим кабинетом. Стараются здесь участвовать и в дополнительном медицинском страховании отдельных категорий работников. На предприятии функционирует столовая с буфетом, в этом году на территории завода организован небольшой спортзал для молодёжи. Регулярно проводятся соревнования, турниры, в том числе и по настольному теннису, причем по инициативе самих работников.
Кадры решают…
Текучесть кадров на предприятии до 2013-го составляла 17-18 %, что характерно для промышленности города в целом. С нынешнего года численность рабочих медленно, но верно начала расти. Так, сейчас среднее количество трудящихся составляет порядка 800 человек. Конечно, общая нехватка кадров пока ощутима. Весьма востребованы специалисты станочных профессий – загрузка механического парка очень высока. На предприятии создан собственный научно-конструкторский центр, который также будет расширяться и обновляться – с привлечением молодежи. Учитывая то обстоятельство, что завод работает не серийно, а со «штучными» заказами, необходимо обеспечить высокую квалификацию персонала, их универсальность, инициативность.
Если говорить о кадровой политике, то на заводе успешно сотрудничают с учебными заведениями.
– В плане подготовки специалистов политика муниципалитета и субъекта не всегда понятна, – посетовал Андрей Викторович. – В то время как в городе наблюдается дефицит станочников, у нас готовят специалистов ж/д транспорта, и это при том, что в Ржеве им трудоустроиться будет тяжело. В итоге подготовка молодых специалистов не отвечает потребностям городских предприятий. Тем не менее, мы сотрудничаем практически со всеми техникумами и училищами. На нашей базе существуют мастерские, где студенты проходят практику. Если студент – наш потенциальный работник, то его практику мы можем оплачивать – это даёт возможность уже на начальных разрядах участвовать в живом производстве. То же самое касается и вузов. В 2013 году мы впервые, наверное, за последние 20 лет добились выделения квот, которые позволят направлять молодежь на учёбу в престижные вузы, причём на бюджетные места. Речь идёт о ТГТУ, МГТУ имени Баумана, МАТИ.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.