№ 10 12 марта 2015 года
Найдётся ли в современной России тема актуальнее, чем многострадальная сфера ЖКХ, если, конечно, иметь в виду внутренние проблемы страны? Вряд ли. Достаточно изучить заключение экспертов: почти 70 процентов россиян категорически не устраивает качество предоставляемых им коммунальных услуг. Сложившуюся картину в полной мере дополняет значительное количество жалоб наших сограждан, адресованных в контрольно-надзорные инстанции самого разного уровня. Так возможно ли изменить ситуацию в лучшую сторону, и что для этого необходимо сделать – скажем, на уровне отдельного муниципалитета и конкретных собственников МКД? Боюсь, ответ на этот вопрос вовсе не находится на поверхности – по крайней мере, для обывателя. Но на то ведь и существуют специалисты и эксперты, по роду своей деятельности призванные не просто выявить основные болевые точки этой жизненно важной сферы, но и предложить органам власти, управляющим компаниям, да и самим жителям полноценный алгоритм по устранению проблем. Вот, собственно, с этой целью на минувшей неделе в редакции «РП» и состоялся своеобразный «круглый стол» с участием специалистов ООО «Проектный институт «ЭнергоИнформСистем» – генерального директора О.Д. Строчилина и инженера-энергоэксперта В.И. Якубова, а также руководителя ООО «Северное» А.Г. Белякова.
Это только пессимисты, да к тому же не слишком грамотные в правовом отношении граждане всерьёз полагают, что государство самоустранилось от решения существующих в сфере ЖКХ проблем. Наоборот, сегодня в законодательном «арсенале» страны появилось достаточное количество правовых актов, которые позволяют эффективным управленцам (на уровне муниципалитетов, в том числе) и «подкованным» собственникам всерьёз взяться за эту работу и получить необходимый результат. Только, видите ли, инициатива в этом случае непременно должна исходить снизу – в этом деле, что называется, как потопаешь, так и полопаешь. Конкретные примеры в поддержку темы привёл В.И. Якубов:
– ФЗ № 416 «О водоснабжении и водоотведении» прямо говорит о том, что муниципалитеты ещё в конце 2013 года обязаны были провести инвентаризацию хозяйства, а затем принять два документа – техническое задание на разработку инвестиционной программы в этой сфере и схему водоснабжения и водоотведения. Да, эта работа стоит денег, а нам говорят: у муниципалитета их нет. Получается замкнутый круг: без этой предварительной подготовки невозможно задействовать механизмы так называемого государственно-частного партнёрства – для решения общественно значимой задачи (а разве не таковой является для ржевитян проблема с водой?), причём на взаимовыгодных условиях. Попросту говоря, у Ржева уже сейчас есть возможность получить из Федерации на условиях софинансирования 200 млн. рублей для модернизации системы водоснабжения, но город не может заявить о своих потребностях на федеральном уровне по причине отсутствия основополагающих документов. Поэтому Ржеву пока только и остаётся, что «дожимать» и без того ветхий водопровод – в надежде, что он ещё прослужит хотя бы какое-то время. И пока мы будем лишь констатировать потери, системный кризис в сфере ЖКХ лишь усугубится. Поэтому помощь надо искать вне системы, а для этого необходимы, по меньшей мере, добрая воля власти и бизнеса. А государство непременно подтянется!
То же самое можно сказать и в отношении собственников МКД. Большинству из них жильё досталось совершенно бесплатно, можно сказать, случайно, и они никак не желают понимать – от личной инициативы напрямую зависит их собственное благополучие! И посмотрите, что делает государство? В соответствии с законом «Об энергосбережении и энергетической эффективности» собственники должны были установить в своих квартирах и домах приборы учёта воды, тепловой и электрической энергии ещё до 1 июля 2012 года. Не выполнили этого условия добровольно – придётся в принудительном порядке, через собственный карман, становиться эффективными собственниками! Судите сами: при отсутствии приборов учёта на услуги водо-, тепло- и электроснабжения в первом полугодии 2015-го граждане будут оплачивать соответствующие услуги с учётом повышающего коэффициента 1,1 (плюс 10%), во втором – 1,2 (плюс 20%). Дальше – больше: с 1 января 2016-го повышающий коэффициент составит уже 1,4, ещё через год – 1,7, то есть плюс 70% к обычной плате. И кому такое понравится? Но другого пути у нас нет, нам надо научиться брать ответственность на себя, а не сваливать её на плечи власти и бизнеса, – резюмировал Валерий Иванович.
Генеральный директор проектного института «ЭнергоИнформСистем» О.Д. Строчилин подключился к разговору, когда речь зашла об общедомовых приборах учёта тепловой энергии:
– С Ржевом наша компания начала работать в 2012-м, специалисты проектного института тогда помогли городу войти в областную программу, участие в которой позволило установить приборы учёта в нескольких микрорайонах (на «кранах», в гарнизоне и в районе ОАО «Элтра»). В качестве первопроходца в этом деле выступил руководитель ООО «Северное» А.Г. Беляков, и его инициатива была поощрена: в домах гарнизона удалось установить максимальное количество приборов учёта – 22. Затем к решению этой задачи подключилось ООО «РУК» – благодаря А.Н. Парецкому ещё два десятка домов обзавелись приборами учёта. В общей сложности на сегодняшний день такую «роскошь» себе позволили лишь 52 МКД города (среди них немало ТСЖ) – из 176 домов, где есть для этого технические возможности (получается чуть больше 20 процентов, и этого, безусловно, мало). Остальные дома по-прежнему платят за тепло по нормативу, хотя жители вполне в состоянии инициировать проведение собрания собственников и принять решение об установке общедомового прибора учёта тепловой энергии. В противном случае им опять-таки придётся оплачивать услуги теплоснабжения с повышающим коэффициентом.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.