Перед открытием в ВЗ экспозиции с таким названием состоялся художественный совет, если так можно назвать группу энтузиастов во главе с Ириной Аввакумовой, взваливших на свои плечи отбор работ для юбилейной выставки с военной тематикой. За три дня до вернисажа устроители любовно расставили картины вдоль стен и стали пристально в них вглядываться.


Новинками, посвящёнными непосредственно 75-й годовщине Победы, порадовали далеко не все. Многих художников эта дата буквально застала врасплох. Не избежал этой участи и автор этих строк, пожелавший поразить воображение собратьев по цеху. Я заказал в «Антураже» фигуру советского солдата и силуэты журавлей с мемориального комплекса, работа над которым близится к своему завершению.

 

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

 

Эти строки после войны написал дагестанский поэт Расул Гамзатов, композитор Ян Френкель сочинил музыку, а артист Марк Бернес гениально её исполнил. Коллаж, показанный председателю худсовета, восторга не вызвал.

– Фон, если это плакат, он же коллаж, не должен быть покрыт масляной краской, – скорее, бумагой или акрилом, – заметила по телефону устроительница экспозиций в «Текстильщике».

Этого ещё не хватило, чтобы я расстался с мыслью поразить воображение коллег! И остановился на портрете якутского снайпера из п. Сеге-Кюель за Полярным кругом, которого я написал в далёкие семидесятые, как только приехал на Крайний Север. Это был ушастый, кривоногий, но крепкий якут – с характерным прищуром узких глаз, нацеленных на дичь, соболя, белку, песца. Но это в мирное время, а во время войны – меткого снайпера, положившего из винтовки с объективом немало фашистов. Помню, как Омоллон Сивцев удивился, когда сказали, что его будут рисовать, но терпеливо позировал не менее полутора часов, а затем с таким же удовольствием встал с табурета и ушёл в морозную мглу. С тех пор прошло полсотни лет, но портрет чудом сохранился, более того, сыграл важную роль в знакомстве с Тверским творческим Союзом художников.

«Прощай, друг!» – картина, созданная Р. Бурцевым, слезу не выжимает, но заставляет содрогнуться от предчувствия скорой гибели четвероногого друга, посылаемого на смерть. Джульбарс, Мухтар, Граф (из фильма «Пёс») – все они талантливо показаны в любимых сериалах, а теперь выплеснулись на полотно. Автор блестяще решил изобразительную задачу, включив в сюжет сам каркас, остов картины с неровными, рваными краями, безо всякой рамы. Композиция складывается из двух составляющих, подчёркнутых контрастом чёрного и белого: мрачного немецкого танка и советского солдата с собакой. Пространство между ними драматически напоминает о смерти, которая на войне – всегда рядом. Позиция зрителя определяется уверенным приглашением принять участие в судьбе собаки, идущей на свой последний бросок под танк. Правда, как утверждает сам автор, досконально изучивший этот предмет, были случаи, когда пёс, выученный дёргать за верёвочку, сбрасывал с себя смертоносный груз и уходил из-под танка живым.

Как всегда, задала тон продуманностью оформления своих работ Ирина Аввакумова, член Союза художников России, осмыслив собственное видение войны. Пять картин составили единое цветовое пятно в системе координат экспозиции. «Букет бабушке», «Дети войны», «Деревенька моя», «Дом детства» и «Покрова» – все так или иначе связаны с воспоминаниями о военном лихолетье, не выбиваясь из поставленной сверхзадачи. Как всегда, художник достигает желаемого впечатления уравновешенностью крупных цветовых масс, чёткостью пластики форм.

Член ТСХ, педагог ДШИ №3 Андрей Гриц выдал к юбилею Победы новую работу, назвав её «На Ржевской высоте», облюбовав знакомый, но увиденный заново окопный мотив, знакомый по книге А. Бека «Волоколамское шоссе» (с привязкой к Ржеву). Тщательно изучая историю боёв, художник обратился за справочными данными к консультанту Игорю Рослякову, знатоку амуниции и шанцевого инструмента советских и немецких солдат. Сюжет картины несколько напоминает фильм «Женя, Женечка и «Катюша», но без громоздких тягачей и зачехлённых орудий. На первом плане изображена фигура солдата с рюкзаком за спиной, чуть правее связистка кричит в оглохший телефон свои позывные – прямо, как в поэме К. Симонова «Сын артиллериста»: «Координаты 5-10, дайте море огня!».

За два дня до вернисажа художники доставили в ВЗ основную массу картин, счастливо избежав дотошного взгляда членов худсовета. Пять полотен привёз Владимир Соловьёв, из них одно оказалось новым. Картина «Возвращение» – это обновление творческого почерка художника. Она отличается целостностью и эпичностью образного строя. В центре, в прямоугольнике полотна – фигура женщины с ребёнком, возвращающихся домой после войны. Позади – колючая проволока, впереди – неизвестность родного, но разрушенного города. Тщательно прослежена характерная для Соловьёва пластика земной поверхности. Цветовой строй предельно лаконичен, натурализм, чуждый художнику, уступает место экспрессивному искажению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.