К сожалению, многие важные исторические связи, которые сегодня могли бы занять центральное место в отечественной христианской традиции, на протяжении прежних веков для наших соотечественников оказались отсечёнными… Поэтому мы считаем для себя чрезвычайно важным трудиться для восстановления и укрепления порушенных духовных связей в нашем народе.
\
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОЗИТИВ
– Отец Евгений, как вы считаете, какими должны быть официальные «духовные скрепы» в нашем государстве?
– Для государства, как нам кажется, одной из приоритетных задач должна быть забота о единении общества, и что ещё более важно, – забота о том, чтобы вовремя преодолевать соблазны центробежных процессов, которые могли бы разорвать ткань общественного мира… Наверное, с точки зрения государственных задач важно, чтобы у людей был искренний патриотизм – не поддельный, не показной, не покупной. Это всегда ценно. Народ, который помнит и чтит свою историю, духовные традиции, исторические завоевания, сможет отстоять свои духовные ценности.
Патриотическое воспитание, как и сама Родина, начинается, как поётся в старой песне, «с того, что в любых испытаниях у нас никому не отнять». Но на самом деле за годы советской власти, да даже ещё до этого, у нашего народа отняли очень многое – в смысле принудительного разрушения традиционного менталитета. Поэтому сегодня очень важно способствовать восстановлению порушенной духовной культуры, и мы видим в этом одну из главных своих задач.
– Сегодня, как никогда, заметным стало разделение общества – по имущественному, социальному, интеллектуальному признакам. Как вы к этому относитесь?
– Да, в нашем обществе много разделений, как и много других разных болезней, которые порождены, прежде всего, проблемами самого нашего общества. Но вместе с тем ответ на вопрос о том, что считать проблемами и болезнями, – далеко не всегда очевиден. Давайте посмотрим на ситуацию, которая складывается в религиозной плоскости.
На территории нашей страны сегодня действуют сотни различных религиозных конфессий разного масштаба. При этом представители большинства из них отчётливо сознают себя гражданами современной России, испытывают патриотические настроения по отношению к нашей стране, участвуют в социальной и политической жизни государства. И при этом по-разному веруют в Бога (или даже представляют себе иных богов). Кто-то видит в этом «показатель горестной разделённости», сетует по поводу «неправильных воззрений» значительной части российского общества и готов ратовать за всемерное стремление объединить всех и вся вокруг одной идеи, одной веры, одной партии… (К слову: многие ещё помнят опыт СССР – когда единственная партия в стране, как писали в официальных документах, выражала «единство убеждений и чаяний всего советского народа». Насколько искренним было это «единство чаяний», показали 90-е годы.)
Но много ли радости может сегодня принести подобное формальное объединение всех «воедино»? А другие люди усматривают в этих же фактах не «разделённость», а многообразие, и вовсе не видят проблемы в самом этом факте… Они считают, что гораздо важнее другое: как воспринимают друг друга последователи различных религиозных культур? Для нашего многоконфессионального общества, безусловно, является очень важным, чтобы взаимное отношение различных конфессий друг к другу было доброжелательным и позитивным! Откуда возникают проявления враждебности на религиозной почве? Чаще всего – из-за односторонности религиозного воспитания и недостатка позитивной информации об «иных верах». Как это можно исправить? Необходимо преодолевать закрытость, нести людям позитивную информацию по вопросам религиозной жизни и духовной культуры!
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.