Как мы уже сообщали в предыдущей публикации, в середине февраля 1918 года газета «Известия Ржевского Совета» (орган Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов) сменила название и стала именоваться «Ржевская коммуна» (орган Ржевской организации РСДРП (большевиков) при Ржевском Совете).
Об этом шла речь в объявлении, опубликованном на 1-й странице издания: «Во избежание недоразумений настоящим доводится до сведения товарищей подписчиков, что газета «Известия Ржевского Совета» теперь выходит под названием «Ржевская коммуна». Произошло это 19 февраля (6-го по старому стилю) 1918 года. Газета по-прежнему выходила ежедневно, кроме послепраздничных дней. Редакция размещалась в гостинице Немирова, на третьем этаже.
Любопытно, что преемственность в выпуске издания выражалась и в том, что нумерация номеров осталась прежней. И на первом выпуске «Ржевской коммуны» значился №71.
О СОБЫТИЯХ В РЖЕВЕ
Обстановка в городе была тесно связана не только с внутренними делами, но и с внешней политикой. А главным событием для всех регионов России на тот момент являлось наступление немецкой армии. В «Ржевской коммуне» прямо под логотипом 26 февраля крупным шрифтом было напечатано такое объявление: «Немецкие генералы организовали ударные батальоны и врасплох, без предупреждения напали на нашу армию, мирно приступившую к демобилизации. Но уже сопротивление организуется, оно растёт и будет расти с каждым днём. Все наши силы отдадим на отпор германским белогвардейцам! Ибо они идут, чтобы вернуть помещикам отобранные крестьянами земли. Они идут, чтобы восстановить хозяйские права и хозяйский произвол на фабриках и заводах. Они идут, чтобы вернуть бывшим помещикам и хозяевам Романовым – трон, земли и миллиарды. Рабочие, крестьяне, солдаты! На защиту советской республики! Все, немедля, в ряды Красной армии социализма!».
В этом же номере опубликован приказ Военно-Революционного штаба, которому на тот момент принадлежала власть в Ржеве. Город и уезд были объявлены находящимися на осадном положении. Лица, появляющиеся на улице после 6 часов вечера и до 6 часов утра, и не имеющие на то разрешительных документов, заключались в тюрьму на 3 месяца. Провокаторы, воры, хулиганы, погромщики объявлены вне закона, все собрания – запрещены. Разрешались только собрания в воинских частях (да и то с позволения местных комитетов). Ко всему прочему в городе был полностью запрещён отпуск спирта.
В тот же период в Ржеве состоялось пленарное собрание Ржевского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В резолюции собрания говорилось: «1) Не мириться с рабством, которое грозит Российской Революции с восстановлением власти помещиков, фабрикантов и генералов, которое грозит отнятием земли, воли и права на свободный, справедливо оплачиваемый труд. 2) Сплотиться в единой рабоче-крестьянский пролетарский фронт и вооружиться: а) приступить к формированию партизанских рабочих, солдатских и крестьянских дружин; б) объявить всеобщую трудовую повинность для рытья окопов…» и т.д. Поскольку фронт был относительно недалеко от Ржева, эти решения были весьма актуальны.
\
СОЗДАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОГО ШТАБА
23 февраля 1918 года на заседании Совета депутатов города Ржева был избран орган местной власти в чрезвычайной обстановке – Революционный штаб – в количестве 10 человек. В его состав вошли: В.В. Грацинский, А.Г. Алексеев, Ронэ, Капторов, И.Х. Бодякшин, Юшкевич, Зверев, Прусаков, Чижов, Краснослободцев. Революционному штабу было предоставлено право включать в свой состав новых членов – по своему усмотрению. Было также решено проводить в дивизиях митинги и агитировать солдат вступать в Красную Армию.
1 марта в газете «Ржевская коммуна» был опубликован список лиц, с которых Совет депутатов города Ржева взыскал налог. Всего в список вошёл 21 человек. Суммы налога были различными – от 1 000 до 97 650 рублей. Последнюю, почти стотысячную сумму налога взыскали с В.М. Пояркова. В списке – немало известных в городе фамилий: Е.П. Цыбин, А.П. Волосков, Д.А. Нетунахин, А.Г. Сафронов. Общая сумма всех налогов составила 825 133 рубля.
И ещё на один момент хотелось бы обратить внимание. В исторической литературе на протяжении десятилетий шла речь о праздновании Международного женского дня – 8 Марта. Так вот, в «Ржевской коммуне» за 8 марта 1918 года об этом празднике нет ни строчки. Не до женских праздников, видимо, в то время было Ржеву и уезду.
\
ОБ ОБСТАНОВКЕ В МИРЕ И СТРАНЕ
Самое пристальное внимание газета уделяла событиям, происходившим далеко за пределами нашего города. Множество страниц городской газеты были заполнены публикациями, рассказывающими об обстановке в Румынии, Финляндии, Польше, Франции, Америке, Австрии, других странах мира. Также широко публиковались сведения из Петрограда и Москвы, Сибири и Украины. Рассказ о местных событиях, к сожалению, занимал гораздо меньше места.
Читаешь эти статьи, и невольно создаётся впечатление: ржевитян больше всего интересуют мировые новости. Впрочем, чему же здесь удивляться! Мировой, а не локальный характер коммунистической революции был обоснован ещё теоретиками социализма: капиталистические страны так тесно связаны мировым рынком и разделением труда, что кризис в одной неизбежно вызовет синхронные кризисы в других, создавая там революционную ситуацию и приводя к мировой революции.
\
НАЧАЛО БОРЬБЫ С ЦЕРКОВЬЮ
Мы уже писали о том, что большевики поначалу не вели активную борьбу с религией: разрешали крестные ходы, публиковали информацию о деятельности храмов и священников. Но постепенно обстановка начала меняться.
Скажем в №71 «Ржевской коммуны» было опубликовано анонимное письмо в редакцию под названием «Неудавшаяся провокация». Автор сравнивает религиозные манифестации начала Первой мировой войны с крестным ходом в Ржеве 15 февраля. Вот как там описана подготовка к вступлению в войну: «Тогда чёрные вороны (сиречь попы) звали нас на кровавый пир за чужой якобы счёт на немцев – это было в июле 1914 года, на площади города Ржева…». И далее неизвестный автор упоминает крестный ход 1918 года: «Сорвалось, отцы духовные. Начинайте сначала, не удалось вам выпить кровушки, натравить брат на брата русский народ».
В №77 опубликовано письмо с призывом изымать монастырскую землю. Приводятся цифры огромных земельных владений различных монастырей. В Ржеве, как известно, таковых не было, но в 50 километрах находился Старицкий Успенский монастырь, в 100 км – Иосифо-Волоколамский, в 150 – Нилова пустынь. А прихожане Никольского храма Молодотудской волости (она входила в состав Ржевского уезда) постановили: если духовенство будет проводить агитацию против большевиков (в частности, против Ленина), то его следует «изгнать с поста святой церкви без куска хлеба при полной конфискации имущества».
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.