№39 3 октября 2013 года

Есть  люди,  жизнь которых  неразрывно связана с судьбой родного края. Они оставили в его истории заметный след, ведущий из прошлого вперёд, в будущее. Одним из таких людей по праву является директор Медведевской основной общеобразовательной школы Вячеслав Михайлович Евсеев.

Так уж случилось, что маленькому Славе труд учителя был знаком с детства: мать, Зоя Георгиевна, преподаватель начальных классов, отдала школе 45 лет; 50 лет учительствовал в школах района и его отец – Михаил Михайлович.

– Наверное, это обстоятельство и определило мою судьбу, ведь я волей-неволей был воспитан в педагогической атмосфере, – говорит мой собеседник.

После окончания в 1976 году Калининского государственного университета он преподавал в школе химию и биологию. Постепенно сформировались и педагогические принципы. Молодой учитель никогда не «отчитывал» своих учеников за невыполненное домашнее задание или плохое поведение. Тихо, спокойно разбирался в причинах и действовал только убеждением. Особенно много времени и внимания уделял тем ребятам, с которыми занимался дополнительно – после уроков: не отпустит до тех пор, пока не убедится, что ученик полностью усвоил материал.

В 1979 году Вячеславу Михайловичу предложили возглавить коллектив школы.

– Сколько мне тогда было? Всего 30 лет. В школе работали и куда более опытные учителя. Поначалу отказываться от этого предложения. Но тогдашний заведующий РОНО В.В.Смирнов убедил: всё получится! – вспоминает Вячеслав Михайлович. – И с тех пор прошло ни много – ни мало 34 года…

Легко ли быть директором сельской школы?

– Отнюдь. Ведь руководитель сельской школы работает под строгим контролем местного населения, которое не спустит ему любой промах: незаслуженные поблажки или награды. Он своего рода советчик для всех в вопросах образования, воспитания, семейных и бытовых отношений. А это накладывает особую ответственность!

Сегодня школьных директоров искренне волнует судьба села. Много нерешённых проблем накопилось в сельской глубинке: безработица, отток молодежи в города в поисках лучшей доли, неорганизованный досуг, вопросы социальной инфраструктуры…

– А как же иначе? Будет жить село – будет жить и развиваться школа! К сожалению, из-за отсутствия работы на месте люди вынуждены искать заработок на стороне. Вот и у нас так: одни уехали работать в город, другие – на птицефабрику. В последние годы поступление в школу составляет 1-5 человек. Хорошо, что ещё в 2010 году в Медведево перевели учащихся Пятницкой школы…

Наверное, именно поэтому Вячеслав Михайлович неоднократно становился депутатом сельского Совета и Собрания депутатов Ржевского района. И это вовсе не потому, что в избытке свободного времени, сил и особо крепкое здоровье. Вопрос – в другом. По мнению В.М. Евсеева, директор школы должен мыслить по-государственному.

– Вячеславу Михайловичу присущ демократический стиль управления, при этом он проявляет гибкость и находчивость в поиске оптимального решения стоящих перед ним задач. В.М.Евсеев увлекает людей своей целеустремленностью, прекрасно владеет ситуацией, умеет убеждать, что говорит о замечательных личностных качествах, которые вкупе с профессиональными делают его успешным руководителем, – так характеризуют нашего героя работники районного отдела образования. Благодаря умелому руководству и наставничеству, результат деятельности возглавляемого им педагогического коллектива отражается в высоком уровне профессиональной подготовки учителей: более 40 процентов из них имею квалификационные категории, 70 процентов прошли курсовую подготовку. Имеют стабильную положительную динамику и показатели успеваемости и качества знаний учащихся. На протяжении последних четырёх лет по результатам государственной итоговой аттестации выпускники Медведевской школы получают средний балл по русскому языку и математике выше среднего по муниципалитету и по области. Всё чаще выпускники школы поступают в высшие и средние специальные учебные заведения.

Не забывает Вячеслав Михайлович и свою основную профессию – химию и биологию он по-прежнему преподает так, что выпускники школы нередко выбирают эти предметы для сдачи экзамена в новой форме и неизменно показывают хорошие результаты.

– Детей плохих не бывает – просто уважать их надо. Тогда и получишь результат, – утверждает Вячеслав Михайлович.

За свою многолетнюю педагогическую деятельность Евсеев награжден многими ведомственными грамотами, ему присвоено звание «Отличник просвещения».

Какие сегодня главные трудности у директора?

– Сейчас много сил и времени уходит на выполнение требований контрольно-надзорных органов, которые пытаются применить современные правила и инструкции к сельским школам, построенным ещё в советские времена. Однако, несмотря на все неурядицы и проблемы, сельская школа живёт, прежде всего, благодаря нашим учителям, которые работают с детьми и не жалеют сил и времени для того, чтобы выпустить в большую жизнь достойного человека и гражданина своей страны, – подытожил наш разговор Вячеслав Михайлович Евсеев.

 

Анатолий ТАРАСОВ

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.