Вот мы в очередной раз отмечаем государственный праздник, который пришёл к нам уже в новейшее время, хотя его возникновение можно отнести к XVII веку. Именно тогда, в правление царя Алексея Михайловича, он стал для Московской Руси православно-государственным и отмечался вплоть до 1917 года. В церковный календарь этот день вошёл как празднование Казанской иконы Божией Матери – в память избавления Москвы и России от польского нашествия в 1612 году. Впервые в новой России его отметили 4 ноября 2005-го. С тех пор минуло 14 лет, но утверждать, что праздник этот стал близок сердцу каждого россиянина, увы, не приходится. Что стало тому причиной, однозначно утверждать трудно. Может быть, праздник до сих пор не выработал собственной символики, возможно, ему не хватает творческого начала, но отмечают его достаточно скромно, особенно в провинции.
В начале XVII века под знамёна Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до трёх тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. И вроде бы всё было так, как рассказывают об этом источники – народный подъём, единение, готовность отдать жизнь за свободу и независимость страны. Но, оказывается, история совсем не так однолинейна, как нам это порой представляется. И в ней хранится множество тайн, точек бифуркации (то есть разных вариантов развития событий), когда история могла пойти совсем по другому пути. Вот об одной такой точке мы сегодня и поговорим.
\
ПОЧЕМУ ЦАРЬ НЕ ОН?
Окончательной победой над Смутой стал Земский собор 1613 года, когда царём был избран юный Михаил Романов, положивший начало новой династии. И у любого человека, мало-мальски посвящённого в хитросплетения российской истории, возникает вопрос – а почему же царём не был избран Дмитрий Пожарский? Ведь именно он, командуя ополчением, освободил Москву и тем самым всю страну от поляков. К тому же Пожарский в это время являлся кумиром дворян, земских ратников и казаков – то есть народа. Не забудем и ещё одно обстоятельство: он был князем, следовательно – Рюриковичем. В то время как Миша Романов – потомком худородных бояр, которые и боярство-то получили совсем недавно, а до того находились в услужении у московских князей.
Так как же получилось, что честный, смелый, благородный и хорошо образованный князь уступил слабому умом, не отмеченному никакими достижениями 17-летнему юноше? Пропаганда Романовых нарисовала образ храброго, честного служаки, который даже помыслить не мог о царском венце и передал престол «ангельскому» юноше. Но реальность была иной. Князь Дмитрий Михайлович и Минин готовили в Ярославле Земский собор, который должен был выбрать славного воеводу царем, а поддерживавшего его митрополита Кирилла – патриархом. Со Смутой было бы быстро покончено. Вся история Русского государства могла пойти иным путем. Но случилось так, как случилось.
В ходе капитуляции поляков, засевших в Кремле, Пожарский совершил роковую ошибку. Он признал бояр «пленниками ляхов». Бояре получили гарантии сохранности родовых наследственных земель. В ответ боярская Дума согласилась аннулировать присягу польскому королевичу Владиславу и порвать отношения с польским королем. То есть земские воеводы по умолчанию признали ложь, что «Литва» держала бояр в неволе во время осады Москвы. Фактически Пожарский и Минин могли этого не делать. Боярская Дума утратила свою роль уже при Иване Грозном, а в годы Смуты полностью себя скомпрометировала. Да и её состав был весьма слабым. К 1612 году в России почти не осталось бояр, которым этот чин присвоил Иван Грозный. Кому-то дал боярский чин Борис Годунов, другим – самозванцы и Василий Шуйский.
Сила тоже была на стороне Пожарского – у сидевших в Москве бояр в это время не было дружин. Князь мог спокойно признать бояр предателями («врагами народа»), что было правдой, отдать их под суд, а их земли и имущество отдать своим людям и казакам, укрепляя свои позиции в служилом сословии. И каждому, кто пожалел бы бояр и стал противиться Пожарскому, казаки быстро бы головы срубили. Понятно, кого бы выбрали царём на Земском соборе 1613 года. На русском престоле восстановилась бы династия Рюриковичей. Однако Пожарский поступил благородно. Сам, своими руками он исключил их из лагеря предателей и оккупантов, вернул вотчины и сохранил богатство.
\
СОМНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО НА ПРЕСТОЛ
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.