№ 45 14 ноября 2013

После  периода  уверенного  роста экономики,  продолжавшегося  около десяти лет, наша страна попала если не в полосу кризиса, то в весьма непростую ситуацию точно. За примерами далеко ходить не надо – город Ржев, который еще недавно иначе как промышленным центром и не называли, сдаёт позиции буквально по всем направлениям. Одно из немногих исключений из этого печального списка – ОАО «Комбинат строительных конструкций «Ржевский», во главе которого уже много лет стоит В. С. Фаер. Поэтому именно с ним хотелось поговорить не только о том, как предприятию удаётся сохранять жизнеспособность вопреки всем трудностям и проблемам нашей действительности, но и о том, есть ли вообще перспективы для развития – как у нашей строительной отрасли, так и у города Ржева как промышленного кластера.

Скажите, Виталий Семенович, насколько благоприятен сейчас климат в экономике для промышленного производства?

– Я бы рассмотрел проблему не на примере промышленного производства как такового, а конкретно строительной отрасли. Хотя понятно, что когда идёт общее развитие, то и строительство интенсивно развивается. Взять хотя бы 2006-2007 годы, когда произошёл строительный бум – на фоне общего подъёма экономики. С середины 2008 года он сошёл на нет, хотя, наверное, сразу это не было так ощутимо. Самый пик обвала пришёлся (я даже могу назвать точную дату) на 15 июля 2008 года. Однако опасная тенденция наметилась ещё раньше, когда в мае 2008 года мне позвонили из «Евроцемента» и объявили, что они снижают цены. А в строительный сезон такого не бывает никогда, поэтому я сразу сказал: это не к добру. Спад производства в 2009 году был очень значительным. И, к сожалению, после кризиса до конца в себя строительная отрасль так и не пришла. Тот спад сказывается до сих пор, но мы всё-таки не стоим на месте, а растём, развиваемся.

Эксперты называют одной из главных наших проблем (естественно, помимо коррупции) монополизм. Точно знаю, что ваша отрасль некоторое время тому назад тоже страдала от этой беды. Сейчас данная проблема как-то разрешилась?

– Как говорится, нет худа без добра. В своё время высокие монопольные цены на цемент и его физическая нехватка подстегнули строительство новых цементных заводов. И если пять лет тому назад цемент стоил 7 тысяч рублей за тонну, то теперь его стоимость варьируется в пределах 3500-3600 рублей за тонну с доставкой. И это с учётом прошедшей инфляции и иных привходящих факторов. Построили новые цементные заводы, появилась конкуренция, и цены поползли вниз. В остальном достигнуть докризисного уровня пока не удаётся, спрос остаётся ниже, чем в 2008 году – и у нас, и у наших коллег, которые фиксируют ту же самую тенденцию. Хотя нельзя забывать, что существует такая вещь, как сезонный спрос, который может быть в 7-10 раз выше, чем в зимний период. Так, например, этим летом у нас был ажиотажный спрос, и результаты вроде бы неплохие, хотя, к нашему сожалению, хуже, чем в прошлом году.

Возможно, это связано с общим состоянием экономики страны?

– Вероятно, да. В этом смысле очень большое значение имеют тарифы на услуги естественных монополий, и постоянный рост этих самых тарифов. На мой взгляд, в таком чувствительном вопросе требуется государственное регулирование. В самом деле, почему в Арабских Эмиратах на один зелёный американский рубль можно купить три литра бензина, а у нас – только один? Идет постоянное удорожание бензина, а особенно дизельного топлива, которое по цене уже обгоняет очищенный бензин. То же самое с ценами на газ. Только в течение 2013 года отпускные цены на природный газ выросли на 19,9%, с января 2009 года рост составил 213,3%. За этот же пятилетний период цены на железобетонные выросли на 15,5%, керамзитовый гравий – на 29,6%, на сухие смеси произошло снижение цены на 19%. Хотелось бы, наконец, увидеть внятную, продуманную государственную политику в отношении монополий, устанавливаемых ими тарифов, что, несомненно, пошло бы на пользу всем: от рядовых потребителей коммунальных услуг до гигантов промышленности.

А не кажется ли вам, Виталий Семенович, что проблемы кроются не только в масштабах макроэкономики, но и на уровне обычного работника. Порой кажется, что стимулы к труду у наших людей окончательно утрачены…

– Нежелание людей интенсивно трудиться – такое тоже есть. Но посмотрим на главные телеканалы: кто видит в телесюжетах человека труда, который что-то производит, делает своими руками? Показывают либо негатив, либо гламур, либо реалити-шоу, которые к реальной жизни не имеют никакого отношения. Есть огромные олимпийские стройки – так почему бы не подойти к прорабу, мастеру, не поговорить с ними, не показать всем, что и как делают строители? Я не понаслышке знаю, что люди стремятся работать, но, конечно, их желание должно подкрепляться соответствующими стимулами. За хорошую работу надо платить достойные деньги. Ну, и требовать тоже надо, воспитывать, потому что многие важные вещи начинаются вроде бы с мелочей. Вот у нас закон о запрете табакокурения работает уже не первый год, а в принятом недавно федеральном законе не понятно, кто, за что и как станет отвечать. Будет такой закон работать в полной мере? Не знаю…

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.